В четверг прошла церемония открытия отдела РГБ на территории Еврейского музея и Центра толерантности, которую посетил президент. В настоящее время здесь находится первая партия из 400 книг, которая представляет собой репрезентативную выборку, являющаяся отражением общего состава собраний семьи Шнеерсонов.
"То, что американские хасиды предъявили нам требования, в общем-то, сыграло положительную роль, это подтолкнуло нас к тому решению, которое мы приняли", — сказал в ходе осмотра книг Путин.
Находящаяся в России библиотека Шнеерсона продолжит числиться в Российской государственной библиотеке, но храниться будет в специальном книгохранилище созданном в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. С предложением разместить уникальную коллекцию книг именно в этом комплексе Путин выступил 19 февраля на заседании Совета при президенте по межнациональным отношениям. 6 марта соответствующий протокол о намерениях подписали руководители Российской государственной библиотеки и Федерации еврейских общин России.
В ходе церемонии Путин поинтересовался, как будет организован доступ к книгам. Убедившись, что получить доступ к книгам смогут все желающие, он сказал: "Я считаю, что с этого момента проблема библиотеки Шнеерсона можно считать закрытой". Как пояснил Александр Вислый, гендиректор РГБ, каждому, кто придет посмотреть книги, будет выдан читательский билет аналогичный тому, что действует в РГБ.
Затем Путин поинтересовался, завершена ли оцифровка книг. На что главный раввин России Берл Лазар сказал, что оцифровка библиотеки еще продолжается.
Обращаясь к представителям руководства Еврейского музея, Путин сказал: "Наряду с руководством РГБ вы лично и вся еврейская община несете ответственность за сохранность раритета".
Президенту рассказали о специальных условиях созданных для сохранности самих книг и об оборудовании, используемом для оцифровки, из чего глава государства заключил, что "все сделано по последнему слову техники". Особое внимание Путина привлекла самая старая книга из библиотеки Шнеерсона "Ашер бен Йехиэл", которая была написана в 1552 году, в ней содержатся ответы на вопросы по толкованию религиозных законов.