По мнению Анатолия Иванова, выявить злоупотребления можно двумя способами: путем сравнения деклараций, либо проводя внеочередную проверку по информации граждан, в том числе и журналистов, заподозривших чиновников в наживе.
Журнал Forbes, например, недавно опубликовал список самых богатых управленцев России. Портрет типичного участника списка Forbes прост и узнаваем: это «единоросс» (возможно, бывший бизнесмен), работающий в российском парламенте и разъезжающий по Москве на представительском Mercedes-Benz или BMW. Первое место в рейтинге занял теперь уже бывший мэр Москвы Юрий Лужков. За ним идет находящиеся на госслужбе члены Совета Федерации Сергей Пугачев, Виктор Пичугов и Андрей Гурьев, депутаты Госдумы Владимир Груздев, Леонид Симановский, Николай Ольшанский, Григорий Аникеев Николай Борцов и Олег Михеев.
«Применять санкции в отношении всех, перерасходовавших 100 рублей, – это слишком большой объем работы: боюсь, таких окажется очень много», - поясняет свою идею Анатолий Иванов. Поэтому он предлагает для начала карать только самых злостных, тех, чьи активы необъяснимым образом выросли не менее, чем на 20% или не менее, чем на 3 млн. рублей. Их Иванов предлагает дисквалифицировать на срок от 1 года до 3 лет и лишать имущества, законное появление которого обладатель не может убедительно доказать.
Контроль за доходами и расходами чиновников в российском правительстве планировали «узаконить» и ранее. Еще в 2004 году председатель Конституционного суда Валерий Зорькин предлагал ввести уголовное преследование взяточников, а за основу брал конвенцию ООН по борьбе с коррупцией. О вводе деклараций расходов чиновников год назад также говорил председатель Совета Федерации и лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, его идея заинтересовала президента Дмитрия Медведева.
Наконец, почти ровно год назад глава государства подписал указ «О проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы…». Согласно этому документу кадровые службы госучреждений могут осуществлять проверку самостоятельно или направлять запросы в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Несмотря на это, многие чиновники продолжают умалчивать свои доходы – то ли закона они пока не знают, то ли действительно, есть, что скрывать.
В мае этого года некоторые думские «единороссы» наконец-таки отчитались о своих доходах, но только после того, как их пожурил президент. С четырехмесячным опозданием «раскрыли» свои капиталы работники ФСБ и ФСО. Однако эти ведомства ограничились обнародованием доходов только глав ведомств и нескольких их заместителей, что, согласно указу президента, недостаточно.
Согласно опубликованной декларации, директор ФСБ Александр Бортников заработал за 2009 год 4 миллиона 723 тысячи рублей. Он имеет в собственности квартиру площадью 99 кв. м и два машиноместа по 18 кв. м. Несмотря на это, каким-либо транспортом ни Бортников, ни его жена не владеют. Жена Бортникова заработала в прошлом году 90 тысяч рублей, ей принадлежит земельный участок площадью 1198 кв. м, жилой дом и квартира.
Директор ФСО Евгений Муров, согласно опубликованной декларации, заработал за 2009 год 5 миллионов 842 тысячи рублей. У него два земельных участка площадью 4500 и 1900 кв. м, два деревянных жилых дома по 180 кв. м каждый, квартира и кирпичный гараж. Муров владеет автомобилями Porsche Cayenne, «Москвич-401», мотоциклами Harley-Davidson, Suzuki 650, Honda SES1504, мотовездеходом «Поларис». Жена главы ФСО имеет годовой доход в размере 77 тысяч рублей, квартиру площадью 208 кв. м, два машиноместа и автомобиль Lexus 350.
«Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ Андрей Бельянинов заработал за 2009 год 3 миллиона 20 тысяч рублей. Кроме того, он владеет садовым участком, земельным участком и домом (109 кв. м), также в его пользовании автомобиль Toyota Land Cruiser», - сообщили «Веку» в пресс-службе ФТС. Также «Веку» удалось выяснить, что супруга главы ФТС зарабатывает в 2 раза больше него, и машин у нее тоже две.
До сих пор сведения о доходах опубликовали далеко не все чиновники, которые обязаны это делать, а некоторые российские ведомства и вовсе проигнорировали это требование.
До сих пор, к примеру, сведений о доходах не опубликовали чиновники Министерства иностранных дел. «Мы, конечно же, согласно указу президента опубликуем эту информацию», - сказали «Веку» в Департаменте информации печати МИД РФ.
Согласно президентскому указу, декларации о своих доходах чиновники должны были подать до 30 апреля 2010 года и опубликовать на сайтах ведомств не позднее двух недель со дня подачи.
«Очень часто отказываются декларировать свои доходы те, чье имущество находится за границей, это встречается очень часто. Чиновники покупают имущество за границей и не считают должным его декларировать, потому что думают - «пронесет», - пояснил «Веку» депутат Госдумы, заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам Александр Коган. - Я могу сказать, что все это проверяется. И в случае обнаружения таких нарушений, чиновника проверяют на соответствие его доходов и расходов. В случае оправдания подозрений его сейчас же будет рассматривать мандатная комиссия у нас в Государственной Думе, на основании чего чиновник будет объяснять свою «забывчивость», если будут аргументы достаточно основательные, подтверждающие его огрехи, то обязательно будет дисциплинарное взыскание в отношении него».
На Западе злоупотребления чиновников караются в соответствии с Уголовным кодексом, что позволяет эффективно бороться с коррупцией. Между тем, Анатолий Иванов считает, что в России правильнее рассматривать эти вопросы как административные правонарушения.
«Во-первых, мы таким способом решаем правовую коллизию – уголовное законодательство предусматривает презумпцию невиновности, а значит, обязанность доказывать легальное происхождение своего состояния на человека возлагать нельзя», - поясняет автор поправок. «Во-вторых, - добавляет он, - мы сейчас работаем над гуманизацией УК и вводить новый уголовный состав не совсем логично».
Отвергать антикоррупционный законопроект перед выборами рискованно, однако Иванов не исключает, что сопротивление чиновничьего лобби помешает принять документ. «При отрицательном заключении правительства принятие этого законопроекта может затянуться надолго и, в конце концов, после парламентских в 2011 году и президентских выборов 2012 года он может быть отклонен», - не исключает Анатолий Иванов.
Однако не все законотворцы оптимистично смотрят на предложение Иванова. Депутат Госдумы Александр Коган считает, что данный законопроект нужно дорабатывать.
«Мы всегда хотели понимать, сколько зарабатывает должностное лицо и как оно тратит эти деньги. Но делается это ровно так, как в принципе делается сегодня, - прокомментировал «Веку» законопроект Иванова Александр Коган. - Если рассматривать предложения Иванова, тогда наряду с декларацией о доходах необходимо внедрять декларацию о расходах чиновников, чтобы можно было нормально администрировать этот проект. В декларации расходов тогда необходимо указывать, какие расходы у человека, и источник финансирования этих расходов, при этом обязательно нужно, чтобы все близкие родственники выполняли это условие тоже – супруги, дети, родители должны заполнять декларацию о доходах и декларацию о расходах. Только в этом случае можно проконтролировать то, что хотел Иванов, так как он вносит закон. Конечно, это сложно будет администрировать, потому что пока не понятен предмет, то есть, как будут контролироваться расходы. Если мы говорим о том, что у чиновника расходы превысили доходы, то он должен указать источник, причем все возможные инсинуации необходимо исключать, в том числе и дарение, потому что нужно описывать, кто имеет право дарить чиновнику имущество, а кто не имеет право дарить. Сегодня подарок чиновнику на сумму более 3 тысяч рублей является взяткой, если он не задекларирован».
В свою очередь, Иванов подчеркивает – в этом вопросе важна поддержка высшего руководства. Если данному законопроекту будет уделено должное внимание правительства, то, став законом, он заработает.