Планируется модернизация не менее 75-ти аэропортов
В России действует несколько сотен аэропортов, более 30 из которых обслуживают не менее 1 млн. пассажиров в год. Однако многие из них по-прежнему нуждаются в обновлении, оставаясь важнейшим компонентом национальной и региональной инфраструктуры.
Неслучайно в России взят курс на модернизацию транспортной инфраструктуры в целом и аэропортов в частности. Соответствующий нацпроект ставит своей задачей улучшение транспортного сообщения с труднодоступными регионами и создает между ними полотно безопасной и комфортной транспортной связи. Это не только делает полеты быстрее и комфортнее, но и стимулирует деловую и инвестиционную активность регионов.
Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию говорил как раз об этом. По его словам, к 2030 году по сравнению с 2023 годом интенсивность авиасообщения в России должна вырасти в 1,5 раза. Следовательно, нужно повысить авиационную мобильность граждан, чтобы сделать авиаперелеты более доступными.
«Планируем ускорить развитие внутри- и межрегионального воздушного сообщения. И здесь перед правительством стоит конкретная задача: за шесть лет провести модернизацию инфраструктуры не менее 75 аэропортов — это больше трети аэропортовой сети России», - заявил Путин.
Новые аэропорты
За последние пять лет в России было построено три новых аэропорта. Также с 2020 года были введены в эксплуатацию взлетно-посадочные полосы в 19 аэропортах по всей стране — от Саратова до Хабаровска, от Норильска до Симферополя. 14 аэропортов расширили свои возможности за счет строительства вспомогательных объектов.
В 2019 году в 20 км к северу от Саратова состоялось открытие нового Международного аэропорта Гагарин, заменившего аэропорт Саратов-Центральный, который находился в городской черте и не мог принимать крупные современные авиалайнеры. Новый аэропорт имеет взлетно-посадочную полосу (ВПП) длиной 3 км. Площадь терминала - 23 тыс. кв. м, он оснащен тремя телетрапами.
Новый аэропорт в Тобольске (Тюменская область) открылся в 2021 году и получил название в честь историка и картографа Семена Ремезова. Старый аэропорт имел металлические и грунтовые полосы длиной 800 и 650 м соответственно, был закрыт в 1990-х годах. Длина ВПП нового аэропорта - 2,4 км. Площадь терминала - 5 тыс. кв. м. За первое полугодие 2023 года аэропорт обслужил почти 22 тыс. пассажиров.
В 2021 году первый рейс принял новый аэропорт Утренний на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе. Он имеет ВПП длиной 1,55 тыс. м и предназначен для обслуживания газового проекта «Артик СПГ-2».
Новые терминалы
С 2018 года в ряде российских международных аэропортов сданы в эксплуатацию 20 новых терминалов. Кроме того, в некоторых из действующих международных терминалов была проведена масштабная реконструкция инфраструктуры, а также удлинение ВПП.
К чемпионату мира по футболу в 2018 году были открыты новые терминалы в Калининграде, Волгограде и Саранске. Также в 2018 году были открыты терминал в аэропорту Шереметьево и новые терминалы в аэропортах Ульяновска и Калуги.
В 2019 году новые терминалы получили аэропорты Симферополя, Хабаровска, Челябинска и Минеральных Вод. Несмотря на пандемию COVID-19 в 2020 году были открыты новые аэровокзалы в Петрозаводске и Череповце.
В 2021 году новые терминалы приняли пассажиров в аэропортах Кемерово, Уфы и Махачкалы. В 2022 году новый современный терминал открылся в Новом Уренгое. В 2023 году в России были введены в эксплуатацию два новых крупных терминала в Новосибирске и Домодедово.
Самый эпичный аэропорт-долгострой с историей более чем в 60 лет
В Иркутске аэропорт расположен в черте города — да, не в центре, но в непосредственной близости от многоэтажных жилых домов на улице Ширямова.
Обсуждение вопроса строительства нового аэропортового комплекса за чертой города началось в 1961 году по решению Совета министров СССР, однако дальше слов дело не пошло. Только в середине 1990 годов вернулись к обсуждению этого вопроса в связи с требованиями правил безопасности.
Уже тогда стало ясно, что если приаэродромная территория будет застраиваться и дальше, то это, с одной стороны, может повлечь ограничение деятельности аэропорта, с другой — запрет на какое-либо строительство, а, значит, по сути, остановку в развитии района.
В 2009 году специалисты одного из профильных НИИ представили проектно-изыскательскую документацию и генеральный план строительства нового аэропорта стоимостью 408 млн. рублей, вот только документы не прошли государственную экспертизу — в 2010 году по проектно-сметной документации получено отрицательное заключение. В том же году институт внес корректировки в проект, но и во второй раз он не получил одобрения.
«В 2008-2009 годах за счет средств федерального бюджета в объеме 408,14 млн. рублей разработана проектная документация по объекту «Строительство нового аэропортового комплекса (г. Иркутск)» с локацией на площадке «Позднякова»», — говорилось в докладе министра транспорта президенту РФ.
И на этом все. Только спустя 11 лет, в 2021 году, когда уже появилась седьмая подзона приаэродромной территории АО «Международный аэропорт Иркутск», стало очевидно: нужно что-то решать. Снова заговорили о необходимости строительства аэропортового комплекса за чертой города.
В 2022 году стало известно: Министерство обороны РФ согласовало площадку для строительства нового аэропорта в районе деревни Поздняково Иркутского района. Однако проект 2009 года уже устарел.
Получается, нужно начинать все сначала, а на это может уйти даже не один-два года, а все десять, как было в прошлый раз…
В целом по стране модернизация аэропортов напрямую влияет на развитие новых региональных маршрутов, повышение транспортной доступности и связанности городов, а также развитие внутреннего туризма — всё это придаёт дополнительный импульс социально-экономическому преобразованию территорий и позитивно влияет на создание новых рабочих мест.
При этом развитие услуг воздушного транспорта диктует новые требования по их безопасности, обеспечению комфорта пассажиров, а также улучшению условий труда сотрудников аэропортов.