Речные суда, курсирующие по Волге, выбиваются из графика из-за падения уровня воды в районе Городца Нижегородской области. Для исправления ситуации на участке потребуется соорудить Нижегородский низконапорный гидроузел, который пока находится только в проекте. На рассмотрение Главной государственной экспертизы документ еще не поступил, хотя ранее его передача была анонсирована на июль, напоминает «КоммерсантЪ». Проблемы с судоходством на Волге длятся с 2016 года, когда решением главы государства Владимира Путина Чебоксарское водохранилище решено было заполнять до 63 м вместо проектных 68 м. Эта мера позволила избежать затопления почти 1 тыс. кв. км Нижегородской области и Марий Эл.
Положение судоходных компаний обострилось в мае нынешнего года. В очередях на шлюзование под Городцом собирается по 70 кораблей, при этом для успешного преодоления низководного участка суда должны быть загружены на 35% меньше объема полной загрузки. При выполнении этого условия, они должны пройти проблемный участок за 3 часа, когда в районе Городца проходит спущенная с Рыбинского водохранилища вода. Участники рынка говорят, простой судов катастрофически сказывается на рентабельности, из-за чего грузоперевозчики стремятся обходить проблемный участок. Нет ясности в судьбе нового флота, который сейчас строится на верфях, - его характеристики закладывались с прицелом на строительство гидроузла.
В Государственном университете морского и речного флота им. Адмирала Макарова говорят, за последние 14 лет объемы грузоперевозок через Городец сократились в 2 раза и составляют 5 млн тонн. Использование флота на данном участке с 65%-ной загрузкой нерентабельно. Потенциал же Волги позволяет пропускать 60 млн тонн грузов ежегодно, а Городецкого гидроузла – более 21 млн тонн.
Оптимальным решением вопроса специалисты называют возведение низконапорной плотины в пределах Нижнего Новгорода и Балахнинского района. При этом придется затопить 9,6 кв. км земель. В навигационный период плотина сможет поднимать уровень воды в районе Городца до комфортного для судов, после чего полгода он будет находиться на естественной отметке. Ориентировочная смета работ – 43,5 млрд рублей. Однако сроки реализации проекта пока официально не озвучиваются.