Ритейлеры отыграются на покупателях?

Скандальный закон «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ» наконец-то принят Госдумой в третьем и окончательном чтении. Пройдя сквозь разногласия между Кремлем и Белым домом, депутатами комитетов, аграриями и сетевиками, многострадальный документ все-таки сохранился в редакции вице-премьера Виктора Зубкова.

На первый взгляд, кажется, будто ритейлеры потерпели сокрушительное поражение. Однако, вероятней всего, проиграл покупатель, на котором торговцы теперь будут отрабатывать креативные информационные приемы.

По сути, в законе о торговле вся интрига плелась вокруг нескольких пунктов: права государства вмешиваться в процесс ценообразования, предельного порога доминирования торговой сети, права ритейлеров взимать с поставщиков бонусы на право выставить свой товар в супермаркете и отсрочки по платежам. В итоге победила точка зрения правительства, поддерживающего производителей и поставщиков. По мнению депутатов Госдумы, принявших этот закон в третьем чтении, новый документ направлен на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных сетей, а также содержит довольно жесткие нормы антимонопольного регулирования. За законопроект проголосовало 348 парламентариев, против 52.

Согласно новым нормам, ритейлеры будут обязаны раскрывать в Интернете информацию об основных условиях отбора поставщика продовольственных товаров. Договоры поставок товаров и договор об оказании дополнительных услуг должны будут стать отдельными документами. Также ритейлеры и поставщики не имеют права навязывать друг другу условия договоров, создавать дискриминационные условия работы.

Реклама на веке

Кроме того, резкую критику со стороны сетевиков вызвал тот самый порог доминирования одной компании на рынке. В соответствии с принятым законопроектом, с 1 февраля розничные сети, чья рыночная доля в субъектах федерации превышает 25%, не смогут открывать новые магазины, а с 1 июля 2010 года это условие распространится также и на муниципальные районы и городские округа.

Как полагает глава думского комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, «введение порога доминирования будет на руку и предпринимателям, и конечному потребителю, ведь малым производителям гораздо проще найти общий язык с отдельными магазинами или небольшими сетями, чем с крупными ритейлерами, предпочитающими сотрудничать с крупными поставщиками». Хорошо это и для покупателей, ибо, по мнению парламентария, «ограничение порога доминирования станет серьезным инструментом сдерживания цен». Ведь ранее многие эксперты говорили о том, что монополизм и отсутствие реальной конкуренции из-за преобладания какой-то одной из торговых сетей в регионе приводят к бесконтрольному росту цен. Ритейлеры уже раскритиковали этот пункт, назвав его не только слишком суровым, но и, по словам генерального директора сети «Магнит» Сергея Галицкого, налагающим запрет на профессию. Производителю, де, работать с крупными и проверенными сетями намного удобнее, чем с мелкими «лавочками».

Принятый закон предусматривает также и то, что бонусы, которые поставщики платят ритейлерам за то, что их продукцию берут на реализацию и успешно продают, не могут превышать 10% от цены закупаемых продовольственных товаров. А если розничная компания закупает социально значимые продовольственные товары (их список составит правительство), то любые вознаграждения и бонусы вообще запрещены.

Депутаты и правительство считают, что подобное бонусное ограничение сделает механизм ценообразования более прозрачным, а также прекратит порочную практику, при которой производитель соглашался выплачивать бонусы из-за того, что ему негде было продавать свой товар. Но многие участники рынка убеждены, что эти откаты или станут «серыми», или вовсе оттолкнут супермаркеты от ставших «неинтересными» мелких отечественных производителей.

Закон о торговле содержит и статью, наделяющую правительство правом устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на срок не более чем 90 дней, если в течение 30 календарных дней рост розничных цен на них составит 30% и более. По мнению генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, это вообще смешной пункт, который ритейлеры легко обойдут.

«Дело в том, что существует устойчивая система маневрирования, лавирования в ценообразовании между товарами, которая позволяет ритейлеру, гибко повышая или понижая цены на отдельные группы товаров в зависимости от сезона, потребностей, чрезвычайных ситуаций и так далее, обходить вот этот самый 30-процентный лимит повышения цен. И власти ничего не смогут сделать в этой ситуации. Например, в отдельно взятом районе будет пущен слух, что завтра деньги отменят, и народ бросится в магазины покупать товары первой необходимости. Потом, на следующий день газета даст опровержение, люди останутся без денег, но со спичками и солью, и дело уже сделано. Доходы с оборота в определенном сегменте ритейлеры уже сделали», - заявил аналитик «Веку».

Вызывает сомнения и пункт, согласно которому сроки расчета розницы с поставщиками за продукты будут колебаться в зависимости от срока годности в пределах от 10 до 45 календарных дней (прежде отсрочки достигали 90 дней). Представители розницы уже заявили, что это решение может задеть интересы потребителей, ведь, чтобы расплатиться с поставщиками, розничным торговцам придется чаще прибегать к займам, и, безусловно, все издержки они переложат на плечи своих покупателей.

«К сожалению, у нас такая практика: все войны, будь то торговые сражения или войны за бюджеты и так далее – они все практически гарантированно ложатся на плечи потребителей, - отмечает Алексей Мухин. - Это касается, кстати, и повышения тарифов в сфере ЖКХ, потому, что повышение тарифов зависит всего лишь от повышения наценки со стороны посредников. Цена на энергоносители в последнее время, как известно, только падает. В этой связи разговоры о повышении цен на услуги ЖКХ должны вызывать недоумение. Недоумения они не вызывают и периодически повышаются. А господин премьер-министр учит нас, как действовать в такой ситуации. Замечательно!»

По словам эксперта, война ритейлеров с правительством имеет те же самые корни и велась по тем же самым правилам. «По сути, исполнительная вертикаль, используя свои политические ресурсы в Госдуме, просто навязала собственную волю торговцам, которых она, собственно, и за людей-то не считает. Привет господину Чичваркину в Лондоне», - говорит Алексей Мухин.

Ритейлеры во время всего этапа обсуждений и противостояний чиновников различного уровня выражали тревогу грозящим им введением госрегулирования отрасли. Торговцы, было, встрепенулись с надеждой на победу, когда юристы Государственно-правового управления администрации президента раскритиковали этот закон и решили его отредактировать. Однако, оказалось, рано пить шампанское - вице-премьеру Виктору Зубкову удалось отстоять свою версию законопроекта, явно, не без вмешательства Владимира Путина, поддерживающего аграриев.

Проигравшим ритейлерам, видимо, ничего не остается, как выдумывать новые способы зарабатывания денег. И, похоже, они уже нашли выход из положения. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) уже отметила, что «не исключает риска повышения цен, резкого сужения ассортимента продовольственных товаров в России».

«Так или иначе, используя ссылки на инфляцию, на то, что «овес нынче дорог», ритейлеры все равно, так или иначе, будут повышать цены на конечный продукт. Нагрузка на розничную сеть будет увеличиваться и требовать от нее в финансовом смысле будут много. А других инструментов, кроме как повышение конечной цены для потребителей, у розничной сети нет», - подчеркивает Алексей Мухин.

В конце концов, считает эксперт, уже после новогодних праздников мы столкнемся с креативной информационной войной ритейлеров с населением, за деньги потребителей. «Теперь сетевики действительно отыграют свою войну с правительством именно в таком ключе, что, дескать, извините, теперь мы будем повышать цены. Все бросятся скупать товары, цены не повысятся, но выручка будет сделана». Торговцам достаточно пригрозить, мол, макароны завтра подорожают или вовсе исчезнут с прилавков – по стране прокатится настоящая «макарономания». Таким образом, в итоге от нового закона проиграли не ритейлеры – проиграли покупатели. Проиграли мы с вами, потому что, вероятней всего, уже в 2010 году столкнемся не только с изощренными торговыми интригами, но и с реальным повышением цен на продукты.

Реклама на веке
Варшавский поменяет уголь на руду? Надзор по-бобровски