18+
  1. Рособоронэкспорт начинает экспансию?

Рособоронэкспорт начинает экспансию?

Рособоронэкспорт начинает экспансию?
Сегодня стало известно о том, что совет директоров АвтоВАЗа в ближайшее время, возможно, займет глава ФГУП Рособоронэкспорт Сергей Чемезов, а управляющую компанию, которая возьмет на себя функции гендиректора, возглавит Владимир Артков, который сейчас занимает пост председателя совета директоров.

Эту ожидаемую перестановку после ухода прежнего руководителя АвтоВАЗа, Есиповского, некоторые аналитики связывают с грядущей реорганизацией автопрома, в результате которой появится гигантский госконцерн, в состав которого войдут ведущие предприятия по производству автомобилей.

Напомним, что после отставки в прошлом году Владимира Каданникова, предприятие колотило от борьбы за него представителей Рособоронэкспорта и группы СОК, возглавляемой Юрием Качмазовым. Поговаривают, что она взяла на себя финансирование ряда социальных программ якобы в обмен на лоббистские усилия губернатора Константина Титова в пользу СОК на АвтоВАЗе.

Более того, этот холдинг фактически взял тогда в свои руки руководство предприятием и его финансовыми потоками. Дело в том, что компания поставляла тогда на конвейер ВАЗа около 50% комплектующих и контролировала сбыт автомобилей Лада. Понятно, что это не могло понравиться представителям госструктур, и в декабре прошлого года в столичном офисе группы СОК сотрудники МВД произвели изъятие документов. А за два дня до этого в рамках расследования уголовных дел, связанных с работой АвтоВАЗа, работники правоохранительных органов аналогично изъяли документы в головном, самарском офисе компании. Дело было возбуждено по факту хищения денежных средств. В прокуратуре посчитали, что СОК поставил своему партнеру 3 тонны молибдена, поставщик же при этом получил сумму, вдвое большую реальной стоимости металла.

Словно желая избавиться от уже неугодного партнера, губернатор Титов объявил вскоре о том, что 50% акций АвтоВАЗа принадлежат Рособоронэкспорту. Вместе с тем он заявил, что компании для реструктуризации производства и обязательств необходима поддержка государства, добавив, что Тольятти не может принять на бюджет 3 млрд. рублей, которые составляют половину дохода АвтоВАЗа и сейчас идут на социальные нужды.

Одновременно в Тольятти для контроля по переходу АвтоВАЗа к Рособоронэкспорту стали приезжать представители правоохранительных органов. И уже в декабре в руководство компании пришли представители ФГУПа.В конце августа нынешнего года стало известно о том, что уже саму группу СОК собирается купить Рособоронэкспорт. Казалось бы, все шло к тому, что холдинг будет продан. Однако в дело вмешался случай, точнее - известный бизнесмен Олег Дерипаска. Рассказывают, что он предложил Качмазову за предприятие $150 млн., в то время как Чемезов давал всего $100 млн. Наверное, поэтому пресс-служба СОКа вскоре опровергла слухи о продаже ее активов Рособоронэкспорту.

Примечательно, что неделю назад Счетная палата заявила, что намерена провести в декабре проверку АвтоВАЗа. Неудивительно, что если в ходе нее аудиторы вскроют нарушения со стороны СОКа, то у Качмазова не будет оставаться другого выхода, как передать свое предприятие Рособоронэкспорту. А может, СОК вообще заберут, как в свое время забрали ЮКОС. Государство не очень любит платить, когда можно что-то получить задаром. Тем более поговаривают, что за Качмазовым много всяких грешков, в числе коих - недружественное поглощение предприятий.

Любопытно, что вскоре после перехода АвтоВАЗа под крыло Рособоронэкспорта глава Роспрома Борис Алешин заявил о планах по созданию единой государственной автопромышленной компании. По замыслу Алешина, в нее должны были бы войти АвтоВАЗ, КамАЗ и ряд других предприятий. Кстати, недавно было объявлено о том, что государство намерено расстаться со своей долей в КамАЗе, а само руководство завода заявило о предстоящей 12% допэмиссии акции. Если учесть, что государству сейчас принадлежит около 35%, то почти 50% этой компании могут достаться Рособоронэкспорту, что может стать шагом к появлению госхолдинга. Если к этим активам госхолдинг присоединит еще и СОК, то первый задел в экспансии в российский автопром будет положен.