18+
  1. Рособоронэкспортизация

Рособоронэкспортизация

Рособоронэкспортизация
Вчера руководитель Рособоронэкспорта Сергей Чемезов заявил о том, что намерен до конца года завершить формирование металлургического холдинга Русспецсталь, о создании которого было объявлено в феврале.

Между тем, деятельность Рособоронэкспорта уже давно выходит за рамки оборонной промышленности. Продавая оружие в зарубежные страны, ведомство Чемезова ко всему прочему еще активно занимается и производством автомобилей, приобретением рудных ископаемых и строительством электростанций для собственных нужд. Все идет к созданию новой госмонополии, цели и задачи которой ясны не до конца.

Когда Рособоронэкспорт пришел на «АвтоВАЗ», то многие думали, что предприятие ждет реорганизация или оно будет продано стороннему инвестору. Однако этого не произошло. Два года подряд завод выпускал устаревшие модели, которые по цене и качеству уступали западным аналогам, после чего заключил договор с Magna о совместном производстве иномарок.

Зайдя на «ВСМПО-Ависма», ведомство г-на Чемезова тоже не внесло никаких новшеств, а вот прибыль за договора с «Боингом», которые заключили прошлые владельцы и нынешние партнеры Рособоронэкспорта, получило.

В феврале было объявлено о создании «Русспецстали». Для этого Рособоронэкспорт приобрел Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь». Впрочем, уже тогда менеджмент госкомпании не скрывал своих планов по поглощению. Было объявлено, что в состав нового холдинга должны войти Кулебакский меткомбинат и Ступинская меткомпания. Кстати, последнюю несколько лет сотрясали конфликты между ее владельцами, одним из которых было предприятие «Авиатехнологии», близкое к Рособоронэкспорту. Кстати, оно же владеет и Кулебакским меткомбинатом. Кроме того, руководство не скрывало свое желание приобрести Челябинский металлургический завод (ЧМТ), входящий в группу «Мечел», подконтрольную Игорю Зюзину.

Однако вчера, озвучивая планы Рособоронэкспорта, Сергей Чемезов заявил, что несколько раз встречался с Зюзиным, но к соглашению пока им прийти не удалось. «Я думаю, когда холдинг встанет на ноги, «Мечел» изменит свое мнение», — заявил он.

Впрочем, по мнению аналитика ИК «ВИКА» Алексея Павлова, которое он высказал обозревателю «Века», «в случае, если Рособоронэкспорт очень захочет, то Зюзину все равно придется отдать ЧМТ».

Выходит, что Зюзину поступило предложение, от которого, как говорится, невозможно отказаться. Хотя не исключено, что цена, предложенная Чемезовым, была неадекватна той, что на самом деле стоит ЧМТ. Ведь учитывая то, что комбинат производит около 5 млн. т стали в год, его приблизительная стоимость равняется $1-2 млрд. К тому же, по утверждению аналитиков ИК «Финам», о продаже ЧМТ с Зюзиным вели переговоры представители «Милхаус» Романа Абрамовича. Так что, пока у предпринимателя есть время поторговаться.

Рособоронэкспорт, в свою очередь, не прекращает бурную деятельность на других направлениях, не имеющих отношения к обороне. Так, накануне стало известно, что оборонщиков привлекло месторождение “Центральное» в Тамбовской области.

В связи с этим заметим, что, по мнению экспертов, месторождение титан-циркониевых руд в Рассказовском районе Тамбовской области станет ключевым горно-промышленным объектом России. По уточненным расчетам 887 млн. куб. м рудных песков «Центрального» содержат 4% редкоземельных металлов (ильменит, рутил, цирконий). В ближайшие месяцы геологам предстоит дать ответ на вопрос о золотоносности песков «Центрального“ — не исключено, что его концентрация достигнет промышленных значений.

В настоящее время лицензия на разработку этого участка принадлежит «Норникелю». Рособоронэкспорт планирует там построить собственный ГОК. Покупку месторождения собираются провести через «ВСМПО-Ависма». Понятно, что титановые руды необходимы для оборонной промышленности, но и промышленная добыча золота тоже принесет неплохие дивиденды. В бытность Прохорова гендиректором «Норникеля» Чемезову «Центральное», досталось бы с трудом. Ведь бизнесмен намеревался ввести «Норникель» в титановый бизнес. Однако его «разлад» с партнером Владимиром Потаниным не позволил этого сделать.

Поведал вчера Сергей Чемезов и о других планах Рособоронэкспорта. По его словам, «“АвтоВАЗ“, “ВСМПО-Ависма“ и газовая компания “Итера» создадут совместное предприятие, которое будет обеспечивать потребности в электроэнергии. “Мы сейчас с «Итерой» планируем создать энергетическую компанию, объединив все мощности, плюс построить электростанцию — на Урале, либо рядом с Тольятти».

Кстати, представители АвтоВАЗа уже заявляли, что собираются строить собственную ТЭЦ. С тех пор, видимо, планы Рособоронэкспорта стали куда более глобальными и у ведомства Чемезова появится еще и собственная энергетическая компания.

К чему же стремиться Рособоронэкспорт? Имея свои месторождения, крупные заводы, электростанции, предприятие, которое изначально призвано было продавать военную технику за рубеж, превратится в некий глобальный холдинг, цели и задачи которого не вполне ясны.

Если бы подобной деятельностью занимались, например, тот же «Норникель», ЕВРАЗ, или какой-то другой холдинг, это бы укладывалось в некую логику. Но когда это делает госпредприятие, цели и задачи которого далеки от тех, которые он ныне воплощает, данное обстоятельство свидетельствует о госмонополизации. Причем, не какого-то отдельно взятого рынка, а ряда отраслей.

Впрочем, это касается не только Рособоронэкспорта. Другие государственные монополии тоже давно перешли за рамки профильных направлений. Так, ОАО «РЖД» покупает порты, а «Газпром» намерен войти в энергетику и химическую промышленность. Этому феномену западные экономисты давно уже дали определение «Тихая национализация по-русски».