Российская элита не проявляет признаков широкого сопротивления Путину

Российская элита не проявляет признаков широкого сопротивления Путину
Фото: https://www.vedomosti.ru/
После вторжения России на Украину 24 февраля ведущие российские предприниматели и представители интеллигенции покинули свою страну, поселившись в таких местах, как Дубай, Стамбул и Берлин.

Но многие другие, кто имел хорошие связи на родине и тесные связи с Западом, остались, попытавшись переосмыслить свою жизнь.

За настроением так называемой российской элиты − высокопоставленных чиновников, руководителей предприятий, журналистов и представителей интеллигенции − пристально следят на Западе. По мнению некоторых западных чиновников, если их возмущение внезапной экономической и культурной изоляцией страны перейдет некий порог, то Владимир Путин будет вынужден изменить свой курс.

Однако в реальности, как показывают интервью, настроения варьируются от отчаяния до ликования, но с одним общим знаменателем: ощущением, что будущее страны находится в их руках.

Реклама на веке

Почти никто из российских миллиардеров не высказался решительно против войны несмотря на то, что санкции заморозили миллиарды долларов их западных активов. Один старший советник Путина уволился, как сообщается, из-за войны, однако никак не прокомментировал свой уход; и только один российский дипломат, чиновник среднего уровня в Женеве, публично подал в отставку в знак протеста. Кроме Олега Тинькова, основателя российского банка, который заявил, что этой весной был вынужден продать свою долю, ни один крупный российский бизнес-магнат решительно не высказался против войны, несмотря на многие миллиарды, которыми они могут владеть в западных активах.

Вместо этого многие предпочитают разорвать связи с Европой и США и воздержаться от критики Кремля. Такая позиция согласуется с постоянными утверждениями Путина о том, что лучше, связать свою судьбу с Россией, чем с Западом. «Дома надежнее», – заявил Путин на экономической конференции в Санкт-Петербурге на прошлой неделе, требуя от российских богачей отказаться от западных домов отдыха и школ-интернатов. «Настоящий, прочный успех, чувство достоинства и самоуважения приходят только тогда, когда ты связываешь свое будущее, будущее своих детей со своей родиной», − отметил президент России.

Вопреки заявлениям властей РФ, уход из России многих иностранных компаний будет для них неприятным, однако не станет катастрофой. При этом внутри страны под угрозой оказались сотни тысяч рабочих мест и миллиарды бюджетных поступлений.

«Они пожалеют, не потому что мы кому-то угрожаем, а потому что Россия - страна с огромными возможностями». Такую судьбу Владимир Путин, а вслед за ним и провластные СМИ пророчат покинувшим Россию компаниям.

Едва ли эти предсказания сбудутся: у большинства потребительских брендов, которые покинули Россию, на нее приходилось менее 10% выручки. К такому выводу пришла Русская служба Би-би-си, поговорив с представителями этих компаний, проанализировав их годовую отчетность и заявления об уходе из России.

У большинства потребительских брендов, которые покинули Россию или радикально сократили операции на ее территории, на нее приходилось до 10% выручки. Причем у многих - существенно меньше. Вот несколько узнаваемых примеров.

Россия приносила менее трех процентов выручки десяткам косметических брендов. В частности, Clinique, MAC, DKNY (всеми управляет Estee Lauder), а также Bourjois, Max Factor, Wella (все под управлением Coty). Столько же - кофейням Starbucks, которые пришли в Россию на фоне богатых нефтяных 2010-х, и ставшим символом «западного капитализма» джинсам Levi's.

У спортивного бренда Adidas на Россию и весь СНГ приходилось только 2%. У производителя кед Vans - меньше 1%. Шведам H&M и британцам ASOS Россия приносила только по 4% выручки. Puma - меньше 5%. Для испанской группы Inditex (Zara, Bershka, Stradivarius, Pull&Bear, Oysho, Massimo Dutti) Россия была крупным рынком, сопоставимым по размеру с итальянским или французским. Но все же не крупнейшим: из-за ухода из России группа лишится только 8,5% прибыли (до выплаты налогов и процентов по кредитам). Примерно столько же - порядка 8% - потеряет и Mango.

Даже у McDonald's, открытие которого под новым именем в День России стало делом чуть ли не государственной важности, на российский и украинский рынки приходилось только 9%.

Большинство брендов будет воспринимать уход из России как неприятность, которую можно пережить. Испанская Inditex пишет в отчете за 2021 год, что потери из-за ухода из России не будут финансово существенными: у нее не было своих торговых площадей, все магазины она брала в аренду.

Реклама на веке
Калининградский транзит: евробюрократы, похоже, пойдут на попятную Жители Нью-Йорка, находящиеся в группе риска, смогут получить вакцину от обезьяньей оспы
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются