В минувшем году россияне воспользовались льготными займами при покупке 324 тыс. транспортных средств, подсчитали в Минпромторге. Это на 54 тыс. легковушек больше, чем было заявлено в правительственном плане. Для сравнения, в 2015 году россияне взяли льготные кредиты на 243 тыс. машин. В нынешнем году расходы на льготные кредиты составят 10 млрд рублей. Более двух третей этой суммы – 7 млрд рублей, потребуются на компенсации процентов по ранее выданным ссудам. Непосредственно на финансирование новых займов зарезервировано 3 млрд рублей.
На практике россияне, купившие машину по программе льготного кредитования, в среднем переплачивают 9,47% годовых от суммы займа, еще 6,67% компенсирует государство. Претендовать на льготный кредит можно только при покупке отечественной легковушки, цена которой не превышает 1,15 млн рублей, а масса – 3,5 тонны. Но, отмечают собеседники издания в отрасли, предельная стоимость автомобилей может быть повышена до 1,5 млн рублей, дабы нарастить количество покупок по льготным кредитам. Ранее о необходимости увеличения максимальной цены машин заявляли ведущие производители. В правительстве навстречу им долгое время не шли. Однако, считают источники, позиция Минпромторга изменилась ввиду того, что после серии повышений цен модельный ряд автомобилей, участвующих в программе, резко сократился.
В общей сложности, как подсчитали в Национальном бюро кредитных историй, в прошлом году россияне оформили 552 тыс. займов на покупку автомобилей, что на 13,8% больше, чем годом ранее. Наиболее бурный рост отмечался в последнем квартале, когда прирост составил 23%. В общей сложности в кредит граждане приобретают 44% новых автомобилей. Для отдельных производителей этот показатель еще выше. Источники на АвтоВАЗе сообщают, что в кредит продают порядка 50% легковушек. А в Kia только по льготным займам реализуют 25% автомобилей.
Эксперты считают, что в нынешнем году возрастет и доля льготных кредитов, и количество займов на покупку авто в целом. Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов повышение предельной стоимости машин для кредита по госпрограмме приветствует, поскольку, несмотря на укрепление рубля, в нынешних ценах на автомобили еще не сполна учтен эффект его обвала, следовательно, стоимость легковушек и далее будет расти.