Кафетерии, расположенные при автозаправочных станциях, показали наиболее значительный прирост посетителей среди всех заведений быстрого питания. В стандартных ресторанах фастфуда поток клиентов увеличился только на 4%. Эксперты NPD подсчитали, наиболее стремительно посещаемость точек быстрого питания при АЗС растет в Москве, Питере, Нижнем Новгороде и других городах-миллионниках, среди регионов лидирует Московская область. Там количество клиентов в соответствующих заведениях за последний год увеличилось на 7%, на столько же больше стал и оборот. В денежном выражении стоимость проданных на заправках напитков, хот-догов и пирожков достигла 5,5 млрд рублей.
При этом классические точки быстрого питания больше стали посещать только москвичи и петербуржцы – в обеих столицах трафик в прошлом году увеличился на 10%, а в нынешнем эксперты обещают аналогичный показатель. В среднем россияне едят в фастфудах на 242 рубля, что почти на 80 рублей меньше среднего чека в кофейнях, где этот показатель составляет 320 рублей. По оценке эксперта рынка общественного питания NPD Наталии Аристарховой, именно дешевизной продукции фастфуды и переманили клиентов кофеен. В предыдущие периоды наиболее активно трафик рос именно в их сегменте. Сегодня же кофейням удается не сбавлять обороты только за счет реализации большого количества кофе с собой. Такую форму приобретения напитка только в первом квартале нынешнего года стали выбрать на 35% клиентов больше. Сейчас кофе навынос заказывает каждый четвертый клиент кофеен или 23% от общего трафика.
Впрочем, назвать точки фастфуда при АЗС серьезными конкурентами привычным фастфудам пока нельзя: сейчас на них приходится всего 1,4% рынка быстрого питания – примерно столько же, сколько на бары в сегменте ресторанного сервиса.
Однако, уверен заместитель генерального директора по сопутствующему бизнесу "Газпромнефть-Центра", среди нетопливных направлений бизнеса автозаправок кафетерии демонстрируют безоговорочно положительную динамику и дают порядка 25% выручки от реализации всех сопутствующих товаров на АЗС. Кроме того, объемы продаж в этих точках ежегодно увеличиваются примерно на 25%.