В нынешнем году отечественные хозяйства могут продемонстрировать минимальные темпы роста производства мяса, допускают эксперты центра «Совэкон». В прогнозе, с которым ознакомился «КоммерсантЪ», указывается, что в объемном выражении производство мяса в 2019 году увеличится только на 0,5% и составит 15 млн тонн. В эту цифру входит и мясо скота, и птицы. В минувшем году рост находился на уровне 2,5%, в 2017 – 4,4%. Директор «Совэкона» Андрей Сизов констатирует, ощутимый рост выпуска мяса в предыдущие годы позволит фактически вытеснить с российского рынка импортную продукцию, а вот спрос на мясо ощутимо не вырос, поскольку доходы граждан продолжают снижаться. Статистика Федеральной таможенной службы подтверждает: в прошлом году импорт мяса скота упал почти на 37%, а птицы – более чем на 3%.
Глава Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов отмечает, отечественные хозяйства закрывают 95-98% потребности рынка в мясе птицы. Президент Национального союза свиноводов Юрий Ковалев добавляет, рынок свинины также полностью закрыт мясом российского производства. Хуже обстоит ситуация с говядиной – по подсчетам Agrifood Strategies, по состоянию на начало 2019 года рынок всего на 60% был обеспечен продукцией российского производства.
Ковалев считает, потенциал роста свиноводческого рынка пока не исчерпан, и в следующие 3-4 года производство свинины ежегодно будет расти на 3-5%. Аналогичные цифры приводят в «Совэконе» - 4-5%. А вот производство мяса птицы уже снижается – в нынешнем году на внутренний рынок его поставят на 200 тыс. тонн меньше, чем в прошлом. По словам Сизова, два крупнейших участника рынка находятся в кризисе. А вот Лахтюков полагает, что другие хозяйства выровняют ситуацию, и пуск нескольких перепроданных птицеводческих комплексов позволит нарастить поставки мяса птицы на 1-2%. По его мнению, экспорт мяса птицы и других видов увеличится примерно на 40%, причиной тому – дефицит мяса в странах, охваченных эпидемией африканской чумы свиней. К примеру, в Китае по этой причине прошла переориентация на курятину. Также мясо птицы является перспективным товаром для поставки на арабский рынок, поскольку его потребление не ограничивается религиозными запретами.