Как уже не раз заявляли представители крупнейших российских бизнес-объедиений, внесение изменений, не только не были с ними согласованы, но и нарушают ранее принятые договоренности.
В частности предлагается сохранить практику проведения камеральной (невыезной) налоговой проверки на основе не только представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, имеющихся в распоряжении налогового органа. При этом не определен ни статус этих документов, ни порядок их получения. Под угрозой оказывается сам принцип добровольного исчисления и уплаты налогов, так как совершенно отсутствуют стимулы формирования такой модели поведения бизнеса.
Этот факт крайне возмутил, председателя РСПП, Александра Шохина. По его мнению, это дает повод проверять организацию, по любой мало-мальски значительной бумажке, вплоть до квитанции. Впрочем, Минфин пообещал сразу после принятия закона разъяснить, что эти другие документы не повод для начала проверки. Кроме того, руководитель департамента Минфина Михаил Моторин подтверждает, что только декларация повод для начала проверки. Остается непонятным одно, зачем кому-то, что-то разъяснять, если все можно прописать в законе. В части регламентации выездных проверок поправки вводят возможность произвольного продления их срока до 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6 месяцев решением проверяющего налогового органа.
Отсутствие законодательно определенного перечня оснований для продления срока проверки создает предпосылки для злоупотреблений должностными лицами налоговых органов, предоставленными полномочиями.
Кроме того, поправками предлагается предусмотреть возможность приостановления выездной проверки на срок до 9 месяцев, и, таким образом, общий срок проверки может составить до 15 месяцев. Учитывая то, что законом допускается не более 2 проверок в год, для неугодных фирм, они могут превратиться в вечные. Однако после письма направленного РСПП, в правительство, ФНС пообещала привлечь РСПП к подготовке приказа, в котором будет этот перечень. Как сказал замруководителя налогового комитета Союза промышленников и предпринимателей Сергей Беляков: - Мы условились, что продлевать срок будет вышестоящий орган. Как отмечает Вадим Зарипов из юридической компании Пепеляев, Гольцблат и партнеры: - Если же ФНС забудет про эту договоренность, утверждение причин продления проверки приказом можно будет опротестовать в Конституционном суде. Ведь основания продления проверки должны устанавливаться как минимум постановлением правительства, а не ведомственными распоряжениями. Впрочем, в чью пользу обычно принимает решение КС хорошо известно.
Еще один сюрприз, преподнесли законодатели российским банкирам. Отныне, налоговые органы могут получить право взыскивать убытки с банков, вовремя не приостановивших операции по счетам налогоплательщиков. Поправка предусматривает право налоговых органов предъявлять в суды и арбитражи иски к банкам в том случае, если они списывали средства со счетов компаний-должников после получения решения налогового органа о приостановлении операций. То есть в том случае, если компания должник сумела вывести средства и более не в состоянии погасить предъявленные ей недоимки, задолженности по пеням и штрафам, то расплачиваться за это будет банк.
По мнению экспертов, такая лазейка даст возможность налоговикам взыскать средства с банка даже в том случае, если на счете изначально не было достаточно средств для погашения налогов. По мнению начальника кредитного управления Транскапиталбанка Ольги Банных: - Для предотвращения этой ситуации банкам придется держать дополнительный штат работников, которые будут отслеживать соотношение потенциальных налогов и объем содержащихся на счетах средств и в случае недостаточности этих средств самостоятельно приостанавливать операции по этим счетам. Подобные инциденты могут в значительной степени подорвать имидж банков, поэтому им будет проще вообще не заключать договора с непроверенными клиентами, что, в свою очередь, может привести к некоторой напряженности на банковском рынке.
В конечном итоге вместо того, чтобы заниматься сложной работой, искать налогоплательщика, суммы будут взыскивать с банков.Большинство же предпринимателей сравнивает поправки в налоговый кодекс не иначе как с налоговым террором. Налогоплательщики будут всецело зависеть от действий должностных лиц, получающих практически неограниченные полномочия в сфере налогового контроля.