По его словам, с сегодняшнего дня Росстандарт начинает прием заявок от производителей продукции на участие в госпроекте по подтверждению соответствия продукции требованиям ГОСТов. Кроме того, ведомство начнет проверки продукции, продающейся в магазинах.
Участие в сертификации, как и прежде, остается добровольным. Мантуров отметил, что массовый выпуск продукции нуждается в некоем эталоне с определенными характеристиками, которому товар должен соответствовать.
Пока проверки будут проводиться в семи регионах — Нижегородской, Кировской, Оренбургской, Волгоградской, Омской, Свердловской областях и Крыму. Со следующего готова система сертификации будет действовать по всей стране.
Как заявил глава Росстандарта Алексей Абрамов, целью проекта является обеспечение уверенности потребителей в подтвержденном качестве продукции, на которых стоит отметка ГОСТа. Производителя продукции, размещающих на своей продукции знаки соответствия стандартам ГОСТ, которая им на самом деле не соответствует, понесут ответственность за введение потребителя в заблуждение.
Данная иннициатива весьма актуальна в свете того, что согласно данным надзорных ведомств, прилавки отечественных магазинов заполонил фальсификат - продукция, не соответствующая техрегламенту. По последним данным, на продовольственном рынке количество продукции, несоответствующей стандартам качества, выросло с 3,4% до 3,74%, а по непищевой — с 6% до 10,65%.
Среди продовольственных товаров фальсификат чаще всего выявлялся на рынке молочной продукции. Об этом ранее сообщала и Счетная палата, согласно выводам которой на рынке «молочки» четверть продукции - фальсификат. Наиболее распространенным нарушением техрегламентов является использование растительных жиров, как правило, пальмового масла, что позволяет снизить стоимость продукции в угоду потребительским настроениям. В итоге под видом сыра в магазинах продают сырный продукт, а под видом сливочного масла – спред.
Как отмечают эксперты, отчасти этому способствовала реформа контроля и надзора, после проведения которой количество проверок снизилось на 17%, что позволило предпринимателям чувствовать себя вольготно.
Впрочем, есть у данного явления и еще одна причина – высокий спрос на дешевую продукцию, ставший следствием падения реальных доходов россиян.