Одновременно железнодорожники ведут переговоры с Росимуществом о приобретении госдоли этого порта. Не исключено, что после того, как возглавляемая Владимиром Якуниным компания купит акции НМТП, она передаст свои активы в единую управляющую организацию.
Напомним, что РЖД уже сейчас начали процесс вхождения в Усть-Лужский порт и стали акционером Мурманского порта.
Еще летом правительство объявило о создании в Мурманске Управляющей портовой компании. В нее должны войти такие структуры, как ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП), ФГУП «Росморпорт», ОАО «РЖД» и администрация Мурманской области.
Отметим, что ранее Минтранс был категорически против того, чтобы РЖД становились акционером российских портов. Глава Минтранса Игорь Левитин заявлял тогда, что железнодорожникам следует заниматься профильным бизнесом.
Между тем, РЖД начали переговоры с Росимуществом, не имеющим принципиальных возражений, о покупке госдоли в НМТП.
В этой ситуации, по идее, Минтранс должен был бы выступать «за» осуществление сделки, а Росимущество – против нее. Ведь РЖД хотят приобрести порт за счет допэмиссии своих акций в пользу государства. То есть, за бесплатно. Может быть, чиновникам из госведомства стал обременителен 20-процентный баланс?
Напомним, что на настоящий момент 67% акций НМТП принадлежат Александру Скоробогатикову и депутату Госдумы Александру Пономаренко, а 20% - Росимуществу. Ранее бизнесмены выкупили часть активов НМТП у «Уралсиба» и передали 16% акций в управление РЖД.
Покупка ОАО «РЖД» 5% активов НМТП в ходе IPO противоречит мнению контролирующего органа в лице Минтранса. Однако РЖД пошли на «хитрость». Акции Новороссийского морского торгового порта приобретает их «дочернее» предприятие - «Транскредитбанк» (ТКБ). Как заявила «Веку» пресс-секретарь ОАО «РЖД» Наталья Акафьева, «несмотря на то, что ТКБ принадлежит РЖД, юридически банк является самостоятельной организацией и вправе принимать подобные решения».
По всей видимости, компания Якунина выкупила в этом году у государства 75% акций «Транскредитбанка» именно для проведения подобных операций. Кстати, выкупила по той же схеме, по какой собирается приобрести НМТП – за счет допэмиссии.
Во всей этой истории много неясного. К примеру, совершенно непонятно, почему ОАО «РЖД» собирается купить Новороссийский морской торговый порт в то время, как Минтранс выступает против этой сделки. Впрочем, как заявляет Наталья Акафьева, «судя по ситуации с Мурманским портом, мнение у министерства переменилось».
Однако, как заявил «Веку» начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов, «позиция министерства не изменилась». «Мы до сих пор убеждены в том, что РЖД следует заниматься профильной деятельностью», подчеркнул он.
К этому добавим, что для покупки акций НМТП необходимо решение совета директоров РЖД, куда входят два представителя Минтранса. По словам же Хикматова, они будут голосовать против.
Впрочем, у Владимира Якунина есть способ обойти и это препятствие. Незадолго до своего ухода с поста председателя правительства РФ Михаил Фрадков подписал постановление, согласно которому руководитель ОАО «РЖД» может тратить деньги до 680 млрд. руб. без согласования с советом директоров.
По мнению аналитика ИК «ВИКА» Алексея Павлова, для РЖД покупка портовых активов логична, «они пытаются создать интегрированную логистическую компанию, чтобы оказывать полный комплекс услуг».
Между тем, первый эксперимент в Мурманском порту уже ставится. Не исключено что по этому образцу будет создаваться единая государственная портовая управляющая компанию. Однако, по мнению Акафьевой, говорить об этом пока еще рано.
Может быть это и так, но недавно было принято решение о проведении IPO РЖД в 2008 году. Скорее всего, железнодорожники попытаются «закрыть» все свои портовые сделки до этого мероприятия.