18+
  1. РЖД: скрытая реклама

РЖД: скрытая реклама

РЖД: скрытая реклама
Достаточно порыться в сайтах, посвященных тендерам на госзакупки, чтобы убедиться в том, что отсутствие совести у слуг народа с лихвой компенсируется их безграничной фантазией и уверенностью в полной безнаказанности за разграбление бюджета.

Слава Интернету, благодаря которому любой подключенный к Сети россиянин может узнать о чиновниках такое, о чем раньше рассказывали разве что в анекдотах.

Подобных историй много. Минздрав разместил объявление о создании социальной сети для медиков и пациентов стоимостью в 55000000 рублей. Федеральная служба охраны решила купить оптом 3200 самок «белых нелинейных мышей» за полмиллиона. МВД заказало покрытую золотом кровать для приема иностранных гостей и готово было заплатить за нее 2 400 000 рублей. ФГУ «Авиалесоохрана» пожелало Lexus с массажным креслом (6 000 000 руб). Администрация Кемеровской области - 30 швейцарских золотых часов с рубинами (2 500 000 руб). Администрация губернатора Санкт-Петербурга объявила конкурс на поставку двух наборов шампуров и подставок для них за 461 000 рублей! Этот список можно продолжить: санаторий «Подмосковье» управделами президента покупает вакуумный фаллостимулятор, ФГУК «Государственный Кремлевский дворец» - набор партитур (1 000 000 руб), новосибирская милиция - стол для переговоров за 500 тыс. рублей, тумбу для оргтехники за 497 тыс. рублей и кресла за 375 тыс. рублей. Целых 325 тыс. рублей тратит тверская администрация на покупку книг «Житие Арсения Тверского» в подарочный фонд губернатора.

Большинство этих «проектов» так и осталось в мечтах чиновников – общественный резонанс заставил их отказаться от слишком очевидных бюджетных «экспроприаций», поданных под соусом государственных закупок. Вышеупомянутые структуры «виноваты» в одном – решив нажиться за казенный счет, они просто-напросто не посмели внаглую нарушить законодательство о госзакупках и разместили свои заказы в открытом доступе. Но, оказывается, в России существуют такие организации, которые по степени закрытости от общественности могут переплюнуть и ФСО, и МВД. Такие, которые даже обнародовать свои желания считают не только не нужным, но даже лишним.

И, что удивительно, эти «секретные» структуры – государственные. Такие, например, как «Российские железные дороги». РЖД – не только традиционный монополист, но и стратегическая корпорация, которую кормит бюджет. Целая империя, чье обеспечение – одна из первейших обязанностей государства. Казалось бы, чьи траты должны быть более прозрачными, чем у железнодорожников?

К слову сказать, техническое обеспечение РЖД вполне себе на виду – на сайте www.rzd.ru можно подробно отследить, какое количество колесных пар желает купить компания, сколько ей нужно изоляционного материала или как много денег она хочет потратить, например, на строительно-монтажные работы. Проблема в другом: в открытом доступе почему-то совсем нет информации о том, кто и на каких условиях пиарит монополиста. А ведь информационное обеспечение работы крупной корпорации - пожалуй, самая «теневая» сторона ее деятельности в смысле отчетности. В самом деле, трудно купить вагон в два раза дороже его реальной стоимости, положив разницу в карман и скрыв столь невыгодное приобретение от контролирующих органов. А вот как достоверно оценить, например, формирование положительного имиджа компании или реальную стоимость информационного сопровождения проводимых ей публичных мероприятий? А многочисленные интервью руководства РЖД федеральным и коммерческим СМИ или даже просто «серые» упоминания о корпорации в федеральных новостях? Никто ведь не станет публиковать отчеты об успехах ОАО бесплатно, пусть даже его акции и принадлежат государству.

Естественно, что участники медийного рынка дерутся за возможность работать с такими «жирными» заказчиками, как РЖД. И в соответствии с рыночными же законами контракты на подряды госмонополии должны получать самые-самые. Те, кто работают лучше других за меньшие деньги.

В соответствии с «Положением о госзакупках» сведения о претендентах на сотрудничество с заказчиком и победителях соответствующих тендеров не должны являться секретом для общественности. Поэтому, чтобы узнать о том, кто хотел продвигать достижения РЖД в массы и кто удостоился этой чести, «Век» заглянул на тот же официальный портал главного российского перевозчика. К слову, сайт www.rzd.ru довольно удобен в навигации – раздел «Тендеры» гордо висит на самом видном месте. Заходим, смотрим лоты. Все на месте: конкурс на поставку спирта этилового ректификованного для нужд ОАО «РЖД» и резинотехнических изделий для подвижного состава, манометров и термометров, конкурс на право заключения договора поставки бегущих строк для предприятий Дирекции тяги, расходных и комплектующих материалов для ПЭВМ, мониторов, принтеров (500 000 руб) и даже на услуги по стирке, химчистке и дезинфекционной обработке комнат матери и ребёнка московских вокзалов (1 800 000 руб).

Все это хорошо, но где интересующие нас информационные услуги? Вводим в поиск ключевое слово «СМИ» - смотрим. Вот оно: конкурс на право заключения договора оказания услуг по изготовлению и размещению информации в СМИ, печатных изданиях, наружной информации в 2010 г. Заказчик – Иркутск, дата размещения – февраль текущего года. Цена вопроса, кстати, не указана. Но бог с ней, с ценой, неужели других лотов по информационному обеспечению нет? Оказывается, действительно – судя по сайту, никому, кроме Восточно-Сибирской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров, последние 5 лет пиар был не нужен.

Но как же быть с празднованиями в честь Дня железнодорожника, который традиционно с помпой отмечается по всей стране и становится для региональной прессы главной новостью? Как быть с теми же «Сапсанами», о которых, благодаря массированному пиару, житель самого захолустного уголка знает как о последнем достижении европейского машиностроения? Не найдя на портале соответствующих заказов, мы послали на имя начальника департамента корпоративных коммуникаций РЖД Сергея Михайлова официальный запрос («Век» ранее писал уже об этом): где можно получить информацию о тендерах, проведенных ОАО РЖД хотя бы за последние 2 года, касающихся привлечения рекламных и PR-агентств для освещения в российских и зарубежных СМИ деятельности ОАО РЖД? Из каких источников можно узнать, кто участвовал в этих тендерах, а также, кто стал победителем в них?

Дальнейшее общение «Века» с РЖД достойно пера автора детективных романов. Во-первых, в нарушение закона о СМИ, в 7-дневный срок корпорация нам не ответила. Был послан повторный запрос, сопровождаемый многочисленными звонками в пресс-службу, департамент корпоративных коммуникаций и центр организации конкурсных закупок РЖД. По официальным каналам ответа так и не пришло - копию факса почти через 3 недели после первого запроса нам передал сотрудник компании, не относящейся к РЖД, из рук в руки. Возможно, в этих госструктурах так принято, решили мы и начали читать ответ (полную копию см. ниже). Цитируем: «На Ваше письмо сообщаю, что информация о проводимых ОАО «РЖД» торгах размещается на сайте www.rzd.ru (рубрика «Тендеры»), являющимся зарегистрированным средством массовой информации». При этом размещение «информации о результатах торгов… в иных источниках не предусматривается». Подпись: начальник центра организации конкурсных закупок И. М. Митичкина.

Справедливо полагая, что Ирина Марковна сообщила нам о том, что информация о торгах размещается только на www.rzd.ru и нигде больше, мы позвонили ей.

«Век»: - Ирина Марковна, нельзя ли уточнить, где именно на вашем сайте мы можем посмотреть интересующие нас лоты по информационному обеспечению РЖД?

И.М.: - В рубрике «Тендеры».

«Век»:- К сожалению, мы их там не нашли.

И.М.: - Говорю вам, все они там.

«Век»: - А вы сами там их видели?

И.М.: - Я в компьютерах плохо разбираюсь. Если вам нужно, смотрите все 500 страниц заказов на торги.

Что ж, пришлось их перелопатить. И вы, наверное, удивитесь тому, что Восточно-Сибирская региональная дирекция по обслуживанию пассажиров оказалась единственным заказчиком пиара за всю историю существования РЖД.

Трудно сказать, почему в корпоративном зарегистрированном средстве массовой информации не нашлось места для PR-заказов его владельца. Господин Михайлов, известнейший российский пиарщик, после перехода в РЖД наверняка не растерял дружеских и профессиональных связей в среде коллег. Так что с подрядчиками у него проблем явно нет. Но как быть с «равными условиями участия для всех претендентов», о которых «Веку» сообщила Ирина Митичкина?

И еще один вопрос, чисто риторический. Те же шашлычные шампуры за полмиллиона бюджетных рублей – это, конечно, несусветная наглость, однако, администрация Валентины Матвиенко хотя бы не постеснялась соблюсти закон и вывалить свое предложение на всеобщее обозрение. В таком случае, какого же масштаба сделки фигурируют в департаменте господина Михайлова, да и в остальных тоже, если их не считают нужным обнародовать?

До сих пор антимонопольные нарушения карались только штрафами. Зная это, нарушители законодательства вершили свои дела без страха и упрека – доходы от теневых махинаций все равно перекрывают возможные убытки. Но вот недавно Дмитрий Медведев, узнав о том, что воровство в системе госзакупок обкрадывает государство на триллион рублей ежегодно, сказал странную, казалось бы, вещь: «Разбираться и сажать в тюрьму. Другого выхода нет». Эти слова, конечно, сами по себе еще не реформа уголовного кодекса. Однако может быть, фраза самого высокопоставленного российского юриста в конечном счете «отольется в гранит» и станет руководством к действию для законодателей? P.S. Редакция газеты «Век» обратилась с официальным письмо в ФАС с просьбой дать правовую оценку действий работников РЖД. В ближайшее время мы опубликуем ответ ФАС.