План для подземки
Правительство РФ одобрило выделение Самарской области 10,4 млрд. рублей на завершение строительства в областном центре первой линии метро. Сумму дадут в кредит на 15 лет. По словам губернатора региона Дмитрия Азарова, деньги пойдут на строительство станции «Театральная». На актуальной схеме первой ветки метрополитена она запланирована конечной.
Азаров объяснил необходимость «Театральной» тем, что она максимально далеко продлит единственную линию вглубь исторического центра города и свяжет микрорайон Безымянка, а также другие спальные и промышленные районы с культурным, административным и деловым сердцем Самары.
Считается, что ее появление позволит решить вопрос эффективной перевозки 3,5 млн. пассажиров в год в быстро растущие промышленные районы города. Также сообщается, что новая станция снимет существующие технологические ограничения и обеспечит сокращение интервала движения поездов с нынешних 15 до 5 минут. По словам главы региона, достроить первую линию метро могут в 2024 году.
Первоначально предполагалось построить станцию «Самарская». Но в ноябре 2021 года стало известно, что от строительства станции «Самарская» в Октябрьском районе областные власти отказались. Официальная причина — слишком маленькое расстояние между двумя новыми станциями. Поэтому было решено строить сразу «Театральную». Таким образом, ветка метро станет длиннее не на один километр, а на три.
Сейчас метро в минусе
Общественники спорят относительно необходимости продолжения строительства метро в Самаре и направления его будущих линий. По мнению ряда депутатов, необходимо продолжать строительство новой линии не в Ленинский район города, а в противоположный от него Красноглинский район, где плотность населения выше.
Дело в том, что самарский метрополитен является убыточным. По данным Международной ассоциации метро, перевозка одного пассажира обходится муниципальному предприятию в 88,26 рубля при стоимости проезда 32 рубля. В структуре общегородских перевозок на подземку приходится 6,9%.
Сейчас в Самаре метрополитен не охватывает даже полгорода. Он включает в себя 10 станций и связывает центр с промышленными районами, где плотность населения в современных реалиях не очень большая. Ограниченная маршрутная сеть объясняет низкую популярность подземки.
В 2019 году пассажиропоток самарского метрополитена составил 13,1 млн. человек. В 2020 году из-за пандемии коронавируса и введенных ограничений показатель снизился до 8,78 млн. человек. В 2021 году пассажиропоток увеличился на 17% по сравнению с 2020 годом и составил 10,255 млн. человек.
Для сравнения: в Казани, которую часто сравнивают с Самарой, работают 11 станций метро. А пассажиропоток при этом в 2019 году составлял 30,5 млн. человек, в 2020 году — почти 21,5 млн. человек. В 2021 году услугами метрополитена воспользовались более 27 млн. человек.
Мнения экспертов: «за» и «против»
Профессор Московского архитектурного института Максим Полещук считает, что анонсированное строительство двух станций метро может при грамотной градостроительной политике улучшить ситуацию в Самаре.
«Нынешняя концепция со второй линией от Хлебной площади через ж/д вокзал до автовокзала должна обеспечить связь с вокзалами, но, учитывая темпы строительства метро в Самаре, это очень отдаленная перспектива.
Еще один путь повышения эффективности работы метро и уменьшения дотаций из бюджета — повышение плотности застройки на участке от «Московской» до ул. Победы, что даст 3–4 млн пассажиров в год.
Следующим шагом будет реконструкция пятиэтажной застройки в прилегающих микрорайонах, а это еще 4–8 млн. пассажиров в год, что, в свою очередь, сможет обеспечить окупаемость метро, конечно, вместе со станцией «Театральная» и возвращением к идее конечной станции у ж/д вокзала с ее продолжением до Хлебной площади»,— пояснил эксперт.
Между тем, в необходимости «Театральной» сомневается главный метростроевец Самары Сергей Натальчук, который возглавляет АО «ВТС Метро» и строит метрополитен в городе уже 35 лет.
Если поставлен выбор, какой станцией заканчивать первую ветку метро в Самаре, опытный метростроевец выбирает «Самарскую», а не «Театральную».
«Конечно, нужно строить все станции. Но зачем заканчивать первую линию станцией «Театральная»? Мое личное мнение – она малоэффективна. Глубже в город от неё далеко. Только с пересадкой. Она не выводит ни на какие другие транспортные потоки. Либо строить линию ещё дальше в центр, в сторону реки Самара, либо – если нет возможности – заканчивать ветку надо раньше, строительством «Самарской».
Кто будет пользоваться «Театральной»? Клиенты гостиницы «Лотте», расположенной рядом, метро не пользуются. Посетители Театра оперы и балета тоже чаще приезжают на личных автомобилях или на наземном транспорте. Для объёма перевозок, на которое рассчитано метро, нет столько зрителей.
Да, на площади Куйбышева проводятся массовые мероприятия, где нужно разово вывезти тысячи людей. Но события там бывают не каждый день, а по праздникам. Станция же будет работать ежедневно. И требовать ежедневного обслуживания. И всё для того, выражаясь условно, чтобы она использовалась на полную загрузку один раз в месяц или реже».
Натальчук также считает, что выделенных 10 млрд. рублей не хватит на строительство «Театральной» «под ключ»: «Нужно на 4-5 млрд. рублей больше. Цена «Театральной» еще не так давно оценивалась в 14 млрд. рублей. Сейчас, думаю, смета подорожает. Выбирая, какой станцией заканчивать – «Театральной» или «Самарской», все-таки разумнее выбрать последнюю.
Рядом с ней и Дворец спорта на 5000 зрителей, и огромный бассейн, и важные достопримечательности Самары. Плюс удобный выход к набережной, где в тёплое время года массово отдыхают люди. Она точно будет загружена. Вокруг неё есть и транспортные, и пешеходные потоки. Поэтому у меня возникает недоумение, почему решено отставить «Самарскую» в сторону и взяться за «Театральную».
Многие горожане против строительства
Против и жители Ленинского и Самарского районов, которые буквально завалили аккаунт в Instagram* губернатора Дмитрия Азарова просьбами остановить строительство «Театральной».
Среди минусов строительства метро горожане называют транспортный коллапс. Сейчас трамваи объезжают улицу Галактионовскую, интервалы движения зачастую составляют 30-40 минут и забиты пассажирами, что называется «под завязку». Плюс к этому неудобства, связанные со строительством двухуровневой развязки на улице Ново-Садовая и Советской Армии, где в часы пик образуются пробки. Поэтому они предлагают вместо строительства метрополитена вложить деньги в развитие муниципального автобусного, трамвайного и троллейбусного парков.
Мнение властей
16 февраля 2022 года в рамках правительственного часа в Госдуме вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин назвал регионы, в которых продолжится строительство метро. Положительное решение принято по Челябинску, Красноярску и Нижнему Новгороду, а Омск и Новосибирск еще обсуждают. Однако Самару вице-премьер не упомянул.
Кроме того, Хуснуллин заявил, что строительство метро в регионах экономически невыгодное решение: «Я как человек, который 9 лет своей жизни отдал строительству Московского метрополитена, могу сказать, что метро есть смысл строить при одной формуле, если везет в час-пик 20 тыс. пассажиров и более. В остальных случаях строить метро экономически дорого. Москва может себе это позволить, для Петербурга это выгодно. Для все остальных — нецелесообразно», — заявил вице-премьер.
В мае прошлого года Хуснуллин уже говорил, что проекты метро в городах-миллионниках, которые уже были начаты, будут завершены после поиска более дешевых решений, но новое метро там строить пока не будут.
После этого выступления самарский депутат Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев написал на своей странице в Facebook: «Короче, не будет метро в Самаре».