18+
  1. Сбылась мечта «Аэрофлота»: невозвратные тарифы вернут

Сбылась мечта «Аэрофлота»: невозвратные тарифы вернут

Сбылась мечта «Аэрофлота»: невозвратные тарифы вернут
«Аэрофлот», похоже, добился своего. Законопроект, разрешающий российским авиакомпаниям использовать невозвратные тарифы, станет первым шагом к созданию в РФ рынка бюджетных перевозок, заверяют парламентарии. Но они умалчивают о «скромной» роли во всем этом национального перевозчика, чьи позиции в результате серьезно улучшатся.

Проект закона «О внесении изменений в статьи 103, 107 и 108 Воздушного кодекса России» принят 1 апреля. По словам члена комитета Госдумы по транспорту Александра Васильева, до сих пор появление таких перевозчиков на российском рынке было невозможно, поскольку в их деятельности лежит принцип применения невозвратных тарифов. То есть продажа авиабилетов, стоимость которых, в случае их возврата, не возмещается пассажиру. Между тем, потери перевозчиков от возмещения стоимости возвратных билетов составляют около 8% от выручки по продажам на регулярные рейсы. А это, по подсчетам Минтранса, примерно 22,7 млрд рублей. Принятие документа, считает Васильев, станет основой для создания системы лоукостеров, а в перспективе позволит снизить стоимость авиаперевозок.

История российского авиарынка небогата попытками продержаться сколь-нибудь долго в сегменте бюджетных перевозок, но они были. Компания Sky Express вышла на рынок в 2006 году под девизом «Летают все!». В свои лучшие времена она перевозила более 1 миллиона пассажиров в год. Просуществовав пять лет, перевозчик снискал славу «компании-разгильдяя» из-за хронических задержек рейсов и опозданий.

Те же манеры были присущи и другому лоукостеру — Avianova. А все потому, что уже не новые самолеты, полученные в лизинг, приходилось периодически чинить, что приводило к систематическим задержкам. Впрочем, это не помешало ей войти в «большую пятерку» по внутрироссийским перевозкам. Успехи компании вызвали гнев у «Аэрофлота», чьи билеты стоили в два раза дороже. В итоге, продержавшись и того меньше коллег — около трех лет — перевозчик в 2012 году покинул рынок, имея задолженность в 580 млн рублей, при активах в 20 миллионов. В скоропостижном уходе «Авиановы» многие эксперты видели козни «Аэрофлота», которому молодая компания стала серьезно мешать в захвате рынка.

Как пояснил газете «Век» директор аналитического департамента компании UnitedTraders Михаил Крылов, причина провала предыдущих лоукостеров - в частых срывах полетов, расходы на которые минимизировались из-за высокой себестоимости.

«Главная проблема дискаунтеров, вроде «Авиановы», в том, что по российскому законодательству авиакомпании имеют большое количество обязательств перед пассажирами: возвратные тарифы, обязательное питание на борту и т.д. Таким образом, повышенные расходы и бизнес-риски пока не позволили реализоваться в России лоукост модели», - соглашается старший аналитик ФГ БКС Игорь Краевский.

Собственно, о причинах неудач знали или догадывались многие, но просто знать мало... В 2012 году гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в беседе с президентом РФ Владимиром Путиным как бы невзначай поделился секретом создания успешной модели low-cost. Он прост: разрешить продажу невозвратных билетов, не кормить на борту, заставить платить за багаж и создать отдельный аэропорт со сверхдешевыми сборами. Для этого из Воздушного кодекса нужно убрать поправку, которая запрещает пассажиру продавать невозвратные билеты, сообщил тогда Савельев. Вместе с этим он не преминул попиарить собственную компанию, заявив, что к 2025 году «Аэрофлот» должен войти в топ-5 европейских перевозчиков и в топ-20 мировых перевозчиков. А как это сделать, не имея собственную лоукост-компанию, пожал плечами аэрочиновник.

Сказано — сделано: пока Минтранс «готовил» законопроект, «Аэрофлот», собственно, занимался лоукостером и в октябре прошлого года зарегистрировал ООО «Добролет».

«Кресла будут как в электричке, они не будут откидываться, они будут плотно посажены, там будет жестко с багажом, заказ билетов, как и везде, только через интернет, это снижение всех издержек», - рассказал Савельев на встрече с премьером Дмитрием Медведевым. На пост гендиректора «Добролета» присмотрели Владимира Горбунова, который ранее возглавлял «Авианову». Инвестиции в проект предполагались в размере 100 млн долларов. При этом глава «Аэрофлота» заверил, что стоимость билетов будет на 20–40% ниже сегодняшней цены.

Тема невозвратных тарифов тогда открыто не обсуждалась, но Савельев заявил, что создаваемая лоукост-компания будет «жестким продуктом», не уточнив, коснется ли это билетов. По его словам, работать лоукост-перевозчик начнет примерно с весны 2014 года и будет выполнять рейсы из Москвы в Санкт-Петербурга, Краснодара, Екатеринбурга, Самары, Махачкалы, Уфы, Калининграда и Нового Уренгоя. С 2016 года это будут уже международные рейсы, в том числе в Стамбул.

В целом, все справились: Минтранс вовремя успел занести законопроект и еще в феврале получил одобрение Комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности. Госдума оперативно приняла его в первом чтении, а «Аэрофлот» теперь, видимо, будет «снимать пенки», в очередной раз использовав свои лоббистские возможности.

Впрочем, эксперты полагают, что в результате принятия проекта закона выиграет не только национальный перевозчик. «Думаю, с принятием проекта во втором чтении проблем не возникнет», - поделился с газетой «Век» глава аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его мнению, сам по себе факт является позитивным, поскольку воспользоваться преимуществами невозвратных тарифов смогут все авиакомпании.

С ним согласен и Михаил Крылов: «Невозвратные тарифы будут дешевле и появятся не только у «Аэрофлота», но и у «Трансаэро», у UTair и, вероятно, у других перевозчиков. В то же время введение невозвратных тарифов может повысить стоимость билетов, которые можно вернуть, и усилит позиции «Аэрофлота», который создает лоукостера».

Не окажутся внакладе и сами власти, которым, возможно, надоело разбираться с жалобами на необоснованную дороговизну авиабилетов. Проверка, устроенная летом 2013 года Генпрокуратурой совместно с Федеральной антимонопольной службой показала, что российские перевозчики в 1,5-2 раза завышают стоимость билетов. В Генпрокуратуре постановили: главная причина дороговизны в том, что авиакомпании включают в стоимость билета дополнительные услуги, в которых пассажир не нуждается. Так, в себестоимость, согласно устаревшим нормативам 1992-1993 годов, можно без труда включить и неоперационные расходы, в числе которых расходы на рекламу, аренду офисных помещений, канцтовары и т.д.

«Сейчас трудно понять, почему пассажир платит огромные деньги за билет эконом-класса, приобретенный за день-два до вылета, при том, что купив его же двумя месяцами раньше, он заплатит в разы меньше. В случае с невозвратными билетами все будет понятнее», - поясняет Олег Пантелеев, оговариваясь, что отсутствие невозвратных тарифов — это не единственная проблема, препятствующая созданию дешевых перевозок. По его словам, нужно принять и другие поправки, регламентирующие, в частности, предоставление бесплатного питания на борту во время полета и бесплатную перевозку багажа пассажира.

Менее оптимистично настроен независимый аналитик Дмитрий Адамидов: «Аэропортов в сравнении с Европой или США у нас мало. Найти аэропорт с дешевыми тарифами и воздушное судно в исправном состоянии по сходной цене довольно трудно. Все это наводит на мысль, что невозвратные билеты - это не самая большая и не главная проблема на пути становления бюджетных перевозок. История с невозвратными билетами выгодна всем авиакомпаниям, так как позволяет ничего лишний раз не платить пассажиру», - резюмирует эксперт.

Как бы там ни было, наибольшие выгоды от отмены запретов на продажу невозвратных билетов получит именно «Аэрофлот». Для себя же старался, а не для «друзей». Аппетиты у перевозчика самые серьезные: на этот год менеджмент группы «Аэрофлот» рассчитывает на рост пассажиропотока в 16-17% при замедлении темпов роста авиарынка до 5%. При этом основные ставки компания делает именно на «Добролет», который должен оттянуть на себя на себя часть пассажиров РЖД, доведя свой трафик до 10 миллионов пассажиров.

Последние новости
Еще из раздела «Экономика»