Однако, как считает ряд экспертов, российскому олигарху сейчас не до того. Как стало известно, г-н Дерипаска в настоящее время борется за приобретение автомобильной компании Rover.
В 1992 году Дерипаска был рядовым брокером на Российской товарно-сырьевой бирже. Олег занимался исключительно посреднической торговлей, причем торговал он всем, что только продается и покупается, в том числе и акциями алюминиевых заводов. Тогда же у него появились и первые акции алюминиевых предприятий. Поговаривают, что, выполняя заказ братьев Черных на покупку контрольного пакета акций Саянского алюминиевого завода, играя в разнице на курсе, часть их он сумел оставить в своей собственности.
В 1992 году совместная компания Олега Дерипаски и Михаила Черного Alpro зарегистрировала в Москве фирму "Алюминпродукт", которая стала скупать акции третьего по величине российского завода по производству алюминия в г. Саянске, которым вскоре стал руководить Дерипаска. В 1995 г. 37 % этого завода уже принадлежало "Аюминпродукту" и TWG.
В 1997 году директором "Алюминпродукта" стал Александр Булыгин, а ее владельцами три крошечные московские фирмы, зарегистрированные на фамилии родственников Черного, Дерипаски и Махмудова. Две первые фирмы, "Марка" и "АМГ-2", зарегистрированные на имя Алима Махмудова, дяди Искандера, а потом на имя супруги Миши Черного, вложили в нее каждая по 4000 рублей, меньше доллара по курсу того времени. Третья фирма, "Акция", зарегистрированная на мать Олега Дерипаски, вложила 8000 рублей.
В сентября 1999 года компания Алюминпродукт владела уже 25 % "Сибирского Алюминия" ("СИБАЛа"), структурой, руководимой Олегом Дерипаской, которая, будучи вначале просто пустой оболочкой, стала местом накопления активов фирм, зависящих от М. Черного. Спустя два месяца "Алюминпродукт", компания с объявленным капиталом меньше 3 долларов, приобрела 99 % компании "СИБАЛ".
В конце 1990-х братья Черные решили разделить совместные активы, что вызвало большой передел в алюминиевой отрасли. В результате контроль над двумя заводами Красноярским и Братским достался Роману Абрамовичу, но уже в 2000 г. все предприятия снова были объединены в новом холдинге Русский алюминий, управлять которым стал Дерипаска.
Партнеры подписали соглашение о том, что Черной продаст 17,5% акций компании Сибал Дерипаске по предварительной цене $100 млн., но покупатель погасит задолженность Сибала в $150 млн. перед компанией Черного Bluezwed. Стороны сразу же подписали и дополнение о том, что Дерипаска должен в течение трех лет с момента начала исполнения (но не позднее пяти лет) после полного исполнения настоящего соглашения начать реализовывать акции компании "Русский алюминий" третьим лицам.
Как утверждает г-н Черной, он получил $250 млн. по основному соглашению, но за акции Русала Дерипаска не расплатился. В мае этого года к владельцу Базового элемента обратился адвокат израильского бизнесмена: "После выполнения Вами первой фазы договора Вы неоднократно встречались с г-ном Черным для обсуждения вопроса о выполнении Ваших обязательств". Дерипаска в свою очередь считает, что расплатился полностью и не видит себя должником перед Черным.
Вообще Дерипаска считается в бизнесе волком-одиночкой. В управлении своими предприятиями Олег Дерипаска проявляет себя как жесткий, зачастую жестокий руководитель. Характерно, что почти во всех подразделениях Группы он является либо генеральным директором, либо президентом. Весь топ-менеджмент постоянно находится под его неослабным контролем. Из персонала буквально давит сало. Рабочий день в Сибирском алюминии не менее 10 часов в день. Несправляющихся без жалости увольняют. Однако как управленец Дерипаска обладает одним серьезным недостатком: он неспособен делегировать ответственность, поэтому все контролирует сам.
Став генеральным директором "СаАЗа", он сократил численность персонала завода в 2 раза; при этом изменение системы менеджмента, ужесточение дисциплины и введение потогонной системы труда позволили увеличить выплавку алюминия с 250 до 390 тыс. тонн в год, а соответственно, существенно увеличить прибыли Группы.
В 1999 году Дерипаска ввел на "СаАЗе" контрактную систему найма, что привело к многочисленным конфликтам с рабочими. Многие отказывались подписывать контракты, на что, по закону, имели полное право. Вскоре работникам, не подписавшим контракты, стали урезать зарплату, что по сути являлось незаконной дискриминацией.
Республиканское отделение Рострудинспекции в г. Абакане оказало поддержку работникам и подвергло директора "СаАЗа" штрафу. Однако штраф он не оплатил, и тогда рабочих поддержал республиканский прокурор Крутиков. Тем не менее, вскоре после этого недовольных работников под разными предлогами уволили, но суд принял решение их восстановить. Дело закончилось тем, что прокурор почему-то резко ушел на пенсию, а принципиального начальника трудинспекции Яковлева понизили в должности.
Поэтому, учитывая способности г-на Дерипаски, вызывает сомнения, что г-н Черный когда-нибудь сможет получить свои деньги. Да и до того ли сейчас российскому олигарху. Ведь после того как он приобрел британскую LDV, Дерипаска положил глаз на автомобильную марку Jaguar, которая принадлежит Ford. Об этом сегодня сообщила газета Guardian.
Напомним, что MG Rover является последним крупным британским производителем автомобилей. Предприятие было основано 100 лет назад и сменило за это время много владельцев. Так, в 1994 году оно было приобретено немецким BMW, однако из-за непрекращающихся убытков было продано группе британских инвесторов. В 60-е годы компания занимала 40% британского авторынка, производя такие популярные модели, как Austin, Triumph и Land Rover. Сейчас этот показатель снизился до 3%, при этом Rover не представил ни одной новой модели с 1998 года. После банкротства Rover была приобретена компанией Ford. Менеджмент рассчитывал поправить дела в компании, однако, учитывая неэффективность управления, в которой зачастую обвиняют правнука Форда, знаменитому холдингу это не удалось.
Несмотря на то, что руководство "Русала" до сих пор опровергало информацию о покупке Rover, недавно об этом проговорился о заместитель председателя совета директоров "РусПромАвто" Александр Юшкевич. Причины, по которой структуры г-на Дерипаски хранят тайну, вполне понятны. Ведь известная марка авто приглянулась 24-летнему Николаю Смоленскому. В чью пользу будет исход дела, покажет время, пока же олигарх получал все, на что клал глаз.