Претенденты на пост столичного градоначальника зампредседателя ЦК КПРФ Иван Мельников, председатель «Справедливой России» Николай Левичев, кандидат от ЛДПР Михаил Дегтярев, самовыдвиженец Сергей Собянин, председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин, а также кандидат от РПР-ПАРНАС Алексей Навальный* поведали журналистам о том, как они намерены воздействовать на избирателя в условиях скоротечной летней кампании.
По мнению многих наблюдателей, мэрские выборы в Москве проводятся в крайне удачный для власти период - в условиях раздрая среди оппозиции и заранее предрешенным результатом. По мнению главного редактора сайта Ria.ru Ильи Булавинова, Собянин без проблем победил бы и на выборах в 2015 году. «Тогда кампания по выборам мэра наверняка была бы использована оппозицией в качестве хорошего повода для мобилизации протеста, ушедшего в последнее время куда-то на кухни. Период нестабильности перед плановыми выборами был бы гораздо больше, чем три предстоящих летних месяца, когда и лоялисты, и оппозиционеры объединены одной идеей - свалить из жаркой Москвы на море или хотя бы на дачи».
Тем не менее, по словам представителей избирательных штабов кандидатов на пост мэра Москвы, ставка в кампаниях будет делаться на общение с избирателями. Член КПРФ Валерий Рашкин отметил, что агитировать за своего коллегу по партии коммунисты будут при помощи газет, информационных бюллетеней, раздачи календариков, ТВ и радио. Будут также проводиться встречи с москвичами у метро, во дворах, актив партии, кроме того, намерен пройти по дачным кооперативам в Подмосковье. «Будем вызывать на дебаты всех кандидатов, проводить встречи в трудовых коллективах, пикеты», - подчеркнул Рашкин.
Хотя в полноценном виде Иван Мельников свою программу пока не представил, с ее отдельными тезисами можно познакомиться: создание в Москве коалиционного правительства для решения столичных проблем, отсутствие трудовых мигрантов, а также решение жилищных проблем за счет регулирования цен на жилье.
Кандидат от ЛДПР Михаил Дегтярев также намерен разъезжать по округам и районам Москвы. По словам представителя его штаба Бориса Чернышова, в первую очередь, они посетят Дмитровский и Войковский районы САО, где «сосредоточены основные проблемы столицы», съездят в Зеленоград и «новую Москву». Кроме того, ЛДПРовцы выпустят свою газету и запустят агитационные ролики на кабельном ТВ и радио.
Предвыборная программа соратников Жириновского традиционно эмоциональна: «Мигранты? Домой!», «Проезд дорожает? Заморозить цены!», «Горячая вода? Будет всегда!», «Тарифы? Снизить!», «Низкие пособия? Повысить!». «Все нелегалы должны быть выдворены из Москвы. Необходимо усиление правоохранительных органов в гетто (при этом не указывается, где в столице расположены «гетто»). Нужно покончить с коррупцией в сфере ЖКХ», - уверен Дегтярев. Стоимость проезда на общественном транспорте, по словам кандидата, должна быть заморожена на пять лет, должно завершиться строительство Четвертого транспортного кольца, к 2020 году сеть велодорожек должна занимать 100% столицы, а обеспеченные москвичи должны летать на работу на вертолетах, не мешая своими кортежами другим участникам движения.
Кроме того, программа Дегтярева гласит: «должен быть введен досрочный мораторий на новое строительство торговых, государственных, промышленных объектов в пределах МКАД, места в московских вузах должны квотироваться для москвичей, а не для выходцев из республик Северного Кавказа или зарубежья».
«Эсер» Николай Левичев, по словам главы его штаба Александра Агеева, сосредоточится на дебатах, в ведении которых «ему нет равных». Пройдут множество встреч с избирателями, «умные пикеты», где будут не только раздаваться агитки, но и происходить живое общение с горожанами. «Агитационные ролики будут рассчитаны на уставшего от популизма москвича», - сообщил Агеев, отметив, что будет много критиковаться действующая власть.
Левичев также пока не подготовил полноценную программу, озвучил лишь некоторые ее пункты: усиление самоуправления, увеличение числа депутатов Мосгордумы до 110 человек, включение москвичей в процесс перемен в облике города, а также решение вопросов социального благополучия горожан. По словам «эсера», Москве нужен не крепкий хозяйственник, а фигура, способная отстоять интересы мегаполиса и москвичей на федеральном уровне.
Глава штаба Алексея Навального Леонид Волков***, в свою очередь, сообщил, что агитационная стратегия определится в пятницу. «У нас есть разные варианты. Понимание возникнет завтра после приговора», - заявил он накануне. Как стало известно сегодня утром, приговор по делу «Кировлеса» в отношении Навального - обвинительный. Между тем, по мнению политологов, вероятно, оппозиционер получит условный срок, а во время рассмотрения судом апелляции сможет остаться в предвыборной гонке. В Мосгоризбиркоме накануне «Интерфаксу» подтвердили: Навальный остается зарегистрированным кандидатом в мэры, сейчас нет оснований для аннулирования его регистрации, да и приговор может быть обжалован.
Кандидат от РПР-ПАРНАС предлагает в своей программе все основные проблемы города решать совместно с москвичами. Сам Навальный видит следующие задачи: борьба с коррупцией и повышение прозрачности деятельности властей. Он также предлагает упростить систему госзакупок и запретить чиновникам покупать автомобили дороже 1,5 млн. рублей. Для борьбы с московскими пробками оппозиционер предлагает создать сеть платных парковок, ликвидировав стихийные парковки. Кроме того, Навальный планирует обеспечить контроль над компактными местами проживания мигрантов и запретить гастарбайтерам трудиться в сфере ЖКХ. Правительство Москвы, по заявлениям кандидата, будет софинансировать капитальный ремонт домов, точечная застройка будет прекращена, а административные барьеры для бизнеса устранены. Он также предлагает ликвидировать цензуру в московских СМИ, обеспечить права наблюдателей на выборах и ограничить число сроков пребывания мэра на своем посту до двух.
Сергей Митрохин рассчитывает привлечь сторонников раздачей агитматериалов - программой «Начнем перемены с Москвы» и отчетом о работе за последние 10 лет. «Время выбрано специально так, чтобы встречи с избирателями были не очень многочисленными, потому что все в отпусках находятся. Я буду передвигаться по Москве на всевозможных транспортных средствах, в том числе и на велосипеде», - сообщил Митрохин. Кандидат также поведал: накануне он прошел вместе с «яблочниками» по Тверской улице и повесил на новые урны наклейки, где указано, за сколько они были куплены московскими властями, а также их реальную цену.
Митрохин обещает прекратить кадровую политику правительства, основанную на кумовстве и коммерческих связях, сократить число московских чиновников, ликвидировать управы, искоренить сговор в госзаказе, сократить расходы на «бессмысленные дорожные проекты» и создать «народный бюджет» - систему легкого доступа москвичей к бюджетной информации через Интернет. Кроме того, кандидат обещает укрепить институт публичных слушаний по градостроительным проектам для того, чтобы каждый горожанин мог познакомиться с деталями бюджета города и своего района. «Я на посту мэра Москвы остановлю кризис в ЖКХ, установлю контроль за тарифами, обеспечу конкуренцию в этой среде», - говорит кандидат от «Яблока».
Между тем, в штабе еще одного кандидата в мэры Москвы - Сергея Собянина - заявили, что будут информировать о своей предвыборной агитации «по ходу дела», но общение с избирателями также будет иметь место. Чиновник предлагает семь приоритетов развития столицы под лозунгом «Главное - Москва! Главные - москвичи!»: мобильный город (программа развития транспортного комплекса), комфортный город (формирование нового качества городской среды), здоровый город (модернизация здравоохранения), образованный город (программа повышение качества образования), добрый город (забота и поддержка), безопасный город (эффективная миграционная политика) и открытая Москва (качественные госуслуги и подотчетность власти гражданам).
Впрочем, по мнению политолога Евгения Минченко, которое он высказал «Газете.Ru», напрасно кандидаты делают ставку на общение с избирателями - агитаторов, которые могли бы донесли предвыборную мысль до каждого из 10 млн. москвичей, в таком количестве нет ни у кого. По словам эксперта, конкуренты вряд ли дождутся Собянина на дебатах, для которых «будут делать максимально неудобное время».
Минченко считает, что вместо общения с избирателем кандидатам лучше было бы создавать достойные информационные поводы. «Есть те, кому с этим «везет», - Навальному, например, когда полицейские его недавно на время задержали», - отмечает он. По его словам, повышению рейтинга способствуют работа со СМИ, событийный менеджмент и уличные акции.