«В первую очередь, это налоги. В течение 6-летнего цикла мы не будем менять налоги. Нас спрашивают: «А что будет меняться?» Безусловно, определенная настройка произойдет», — заявил Силуанов.
По его словам, государство будет уменьшать те налоги, которые негативно влияют на бизнес. Эти шаги направлены на выведение из тени малого бизнеса и самозанятых. «Мы сейчас создаем такой механизм, который позволил бы заинтересовать этих предпринимателей работать вбелую, уплачивая налоги и, как говорится, спать спокойно», — отметил Силуанов.
Поручение проработать «донастройку» налоговой системы президент РФ Владимир Путин дал еще в конце 2016 года. СМИ сообщали, что в рамках этой программы обсуждались такие меры, как введение налога с продаж, повышение НДФЛ с 13% до 15%, а также снижение ставки страховых взносов с 30% до 22% с одновременным увеличением НДС до 22%.
7 мая Путин подписал так называемый новый майский указ, который содержит национальные приоритеты на ближайшие 6 лет. Выступая на следующий день в Госдуме, президент РФ отметил, что в новом майском указе поставлены масштабные и амбициозные цели, среди которых улучшение демографических показателей, снижение уровня бедности, вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира, ускорение внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, а также увеличение объема экспорта.
Позже Силуанов заявил, что Минфин в скором времени представит предложения по настройке налоговой системы, которые обеспечат перенос части нагрузки на бизнес с прямых на косвенные налоги.
Правительство должно разработать меры, которые позволят добиться поставленных задач по каждому из направлений. Согласно ранее озвученным премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым оценкам, минимальные затраты на исполнение задач нового майского указа составят 8 трлн. руб. При этом реализация всех поставленных задач потребует втрое большей суммы (25 трлн. руб.).
Как отмечают эксперты, источники финансирования амбициозной программы крайне ограничены. Среди них рост ненефтегазовых доходов, оптимизация и рост собираемости налогов и использование средств Фонда национального благосостояния. Кроме того, по их мнению, возможна реализация бюджетного маневра, предложенного Центром стратегических разработок (ЦСР), который предполагает перераспределение ряда госрасходов в пользу образования, здравоохранения и инфраструктуры.
Отметим, что в конце марта эксперты заговорили о возможном росте налоговой нагрузки. Поводом для подобных предположений стала обещанная президентом справедливая и стимулирующая налоговая система.
Заплатить за обещания главы государства, который ранее анонсировал увеличение расходной части бюджета, возможно, придется населению, отмечали экономисты. Как сообщили источники в правительственных кругах, власти вернулись к обсуждению идей по повышению НДФЛ, введению налога с продаж, а также по отмене льгот по НДС для соцтоваров и повышению НДС при снижении страховых социальных взносов. Итоги прошедшего совещания источники трактуют по разному: одни говорят о принятии решений, другие – о продолжающемся обсуждении.