В проекте документа сказано, что в странах ОЭСР в среднем налоговая нагрузка на экономику выше, чем в России – 34,46% против 23,45% (исключая нефтегазовые доходы) по итогам 2013 года и с использованием методики расчета ОЭСР. В то же время в России уровень налоговой нагрузки, рассчитанный по методике МВФ, выше, чем в странах БРИКС и Таможенного союза (кроме Бразилии и Белоруссии), и составляет 36,6%, пишет РБК. Это свидетельствует о том, что конкурентоспособность российской налоговой системы ниже, чем в этих странах.
Антон Силуанов отметил, что снизить налоговую нагрузку можно лишь при соблюдении трех условий – повышения пенсионного возраста, сокращения расходов на оборону и здравоохранение. Поэтому, принимая решение о снижении налоговой нагрузки, нужно сделать выбор – снижать ли уровень обязательств.
К примеру, в Казахстане пенсионный возраст на 3 года выше, нежели в России – это программа «минимум» в вопросе повышения пенсионного возраста. Программой максимум может быть сравнение с Китаем, где для жителей сельской местности пенсионное обеспечение практически отсутствует. Данный вопрос в нашей стране особо активно обсуждается в последнее время: финансово-экономический блок правительства рассуждает о необходимости принятия такой меры и даже ее неизбежности. Социальный блок правительства настороженно относится к таким предложениям. Критикуя данную инициативу, неоднократно говорилось о том, что граждане не готовы к резкому повышению пенсионного возраста, однако демографическая ситуация (рост числа пенсионеров и сокращение количества трудоспособного населения) требует как минимум обсуждения вопроса.
Чтобы снижать налоги, необходимо сокращать расходы, продолжил Силуанов. Например, в странах БРИКС расходы на оборону составляют примерно 2% ВВП, в Казахстане еще меньше – 1% ВВП, а вот в России они превышают 4%. Это относится и к социальным расходам, которые включают в себя и траты на здравоохранение – в странах БРИКС и Казахстане они не выше 10% (кроме Бразилии), в России – выше 16% ВВП.