Президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании Военно-строительной компании (ВСК). Она будет существовать в форме публично-правовой компании (ППК). Деятельность ППК должна носить некоммерческий характер и не быть направленной на извлечение прибыли. ВСК создается на основании закона или президентского указа для «обеспечения защиты государственных интересов при организации и осуществлении строительства, реконструкции и капремонта объектов военной и социальной инфраструктуры».
По данным замминистра обороны Тимура Иванова, в компанию войдет не менее 11 организаций: пять строительных предприятий в привязке к каждому из четырех военных округов плюс к Северному флоту; три специализированных предприятия: по строительству дорог и аэродромов и по созданию причального фонда и гидротехнических сооружений, третье — для объектов сил ядерного сдерживания, два проектных института и главное управление обустройства войск в качестве технического заказчика.
Как заявил в интервью РБК Иванов, по объему функций, задач и территориальному охвату ВСК «не будет иметь аналогов в России». Компания станет генподрядчиком и головным исполнителем при строительстве военных и специальных объектов, за исключением тех, которые относятся к ведению ФСБ или Главного управления специальных программ президента.
В ведение ВСК будет входить весь спектр строительных работ от подготовки документации по планировке территорий, инженерных изысканий и проектирования до строительства, реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения военной и социальной инфраструктуры. В составе компании кроме строительных организаций будут производители стройматериалов, конструкций и изделий.
ВСК сможет приобретать землю для строительства, необходимое имущество и технику, а также участвовать в концессиях и проектах государственно-частного партнерства, учреждать дочерние компании, приобретать доли в уставном капитале и акции предприятий. Согласно госпрограмме вооружений, до 2027 года на военное строительство из бюджета планируется выделить 1 трлн. рублей.
Все перечисленное выше призвано нивелировать последствия существования «Спецстроя России», который объединял ряд предприятий в военно-строительной сфере. Управление компанией власти признали неэффективным: оно обросло огромным количеством долгов, было замешано в ряде коррупционных скандалов и срывах ввода объектов. После его ликвидации в 2017 году осталось как наследие множество разрозненных ФГУПов и АО.
По задумке создателей новая структура должна преодолеть недостатки «Спецстроя», признает в интервью «Веку» руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Выбрана форма ППК – публично-правовая компания, редкая организационная форма, сейчас в России всего две таких структуры и ВСК станет третьей. Важно также и то, что на ППК нельзя наложить взыскание на имущество, а также признать банкротом.
Для ВСК будет открыта система спецсчетов в опорном банке гособоронзаказа, также в структуре предусмотрен превентивный контроль (наблюдательный совет, постоянный аудит, последующий контроль Счетной палаты и Федерального казначейства).
Таким образом, делает вывод аналитик, получается, что ВСК станет единственным полномочным исполнителем с исключительной компетенцией в строительстве оборонных объектов. Из плюсов - все это должно усилить контроль и рациональность использования средств, а также добиться более прозрачного и прямого управления процессами.
При этом сразу заметны и минусы, отмечает Гойхман: в самых лучших побуждениях, в попытках преодолеть существующие трудности создается новый «монстр-госмонополист». Позволит ли это решить задачи и не появятся ли вместо одних проблем другие, связанные с ограничением конкуренции и усилением административного давления в данной сфере? Ответ на этот вопрос может дать только практика.
Создание Военно-строительной компании - это возможность государства консолидировать сферу военного строительства и обеспечить защиту госинтересов при организации и осуществлении строительства, реконструкции и капремонта военстроя, уверен первый-вице президент «Опоры России» Павел Сигал. Как сообщил он «Веку», осваиваемый бюджет в 1 трлн. рублей позволит провести строительство, реконструкцию и ремонт большого числа военных построек и полигонов.
А отделение военстроя от обычных строителей позволит сосредоточить усилия на курировании этой отрасли строительства, ведь объекты, создаваемые для военно-силовых структур, имеют стратегическое значение, и поэтому к таким зданиям и сооружениям предъявляются особые требования во время эксплуатации. Таким образом, уверен эксперт, Военно-строительная компания - это возможность объединения и курирования строительной сферы в военпроме, которая способна укрепить и вывести на новый уровень качество сооружений и полигонов для формирования квалифицированных военных кадров.
Особый статус такой структуры и ее устройство с государственным участием, с одной стороны, действительно создадут надежного исполнителя для обеспечения всех военнослужащих необходимым жильем и иными объектами в разных регионах РФ, отметил в интервью «Веку», в свою очередь, директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. С другой стороны, продолжает он, такая структура более характерна для стран, которые развиваются по пути плановой экономики и черпают идеи госуправления у других приверженцев социалистического лагеря. Оправдать такой шаг может только попытка таким образом уклониться от влияния санкций и избежать риски, связанные с законами рыночной экономики в строительной отрасли.
При этом для самого строительного рынка появление такого крупного игрока если не нарушит права на честную конкуренцию, то в любом случае создаст ряд дополнительных преград на пути формирования открытого и доступного строительного рынка, уверен аналитик. По факту такая военно-строительная компания будет считаться монополистом в определенной части стройотрасли. Фактически в направлении создания объектов инфраструктуры и объектов, выполняющих социальные функции, будут нарушаться законы справедливой рыночной конкуренции.
В результате на рынке развернется крупный контрагент, на котором будут завязаны все возможные задачи по реализации объектов: и проектирование, и строительство, и надзор, что, в свою очередь, приведет не к экономии государственных денег, а к дополнительной их растрате. Тут, советует Жарский, надо вспомнить примеры подобных компаний, например, «Спецстроя России», более позитивных прогнозов, к сожалению, пока нет. Из анонсированных форм устройства новой структуры по-прежнему не совсем понятно, как здесь будут работать для того, чтобы избежать появления новых коррупционных схем.
Вообще же вопрос строительства объектов военного и двойного назначения по понятным причинам всегда очень чувствителен для любого государства, объяснил «Веку» независимый аналитик Дмитрий Адамидов. При этом за многотысячелетнюю историю человечества так и не удалось найти оптимальную форму организации управления данным процессом. Всегда присутствует риск необоснованного раздувания смет, нарушения сроков, коррупции и т. д. И совершенно неважно, в каком виде существует оператор: формально независимого подрядчика Министерства обороны как в США или специализированного органа системы госуправления как в СССР.
Создание Военно-строительной компании в этом смысле отсылает нас в 1950-е годы, когда после смерти Сталина произошла реорганизация МГБ и военно-строительные подразделения были выделены из его структуры в так называемые «спецстрои», функционировавшие как самостоятельные хозяйственные единицы, отмечает эксперт. Это не были в полном смысле корпорации, но по функционалу и полномочиям довольно похоже на нынешний вариант.
Насколько это поможет решить проблемы организации управления, сказать трудно, но, скорее всего, целью является обеспечение своевременной сдачи объектов за счет персональной ответственности руководства корпорации. Вопросы экономической эффективности (включая коррупцию) в данном случае явно будут не на первом плане. Как, впрочем, и всегда в ВПК, подчеркивает Адамидов. Насколько же эффективно будет работать новая компания – покажет только время.