Петербургский правительственный гараж получил миллиард без тендера Хотя еще в 2011 году УФАС выдало предписание губернатору проводить публичные конкурсы, по итогам которых и выбирать перевозчика. Каким образом правительственный гараж смог получить миллиард без тендера, выяснял корреспондент издания «Фонтанка» Андрей Захаров*.
Автотранспортное предприятие «Смольнинское» с момента своего основания имеет монопольное право на предоставление автомобилей чиновникам города. Однако в последнее время эта практика вызывала претензии со стороны антимонопольной службы. Как уже рассказывала «Фонтанка», администрация губернатора, комитеты и районные администрации обычно заключали с предприятием контракт без конкурса – как с единственным поставщиком.
В 2011 году УФАС по Петербургу вынесло предписание в адрес губернатора с требованием прекратить подобную практику и распределять средства через тендеры. При этом помимо автотранспортного обслуживания в предписании были указаны и другие виды услуг, которые традиционно оказываются подведомственными ГУПами (организация торжественных приемов, ремонт объектов гражданской обороны и т.д.).
Смольный не согласился с этим решением антимонопольного ведомства и подал иск в Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области. Тяжба длилась свыше года и закончилась победой УФАС: в феврале 2013 года апелляционная инстанция признала жалобу администрации города необоснованной. Однако, несмотря на это, Смольный так и не внес изменений в закон «О ГУПах», в котором прописаны исключительные права государственных предприятий. А также продолжил заключать контракты на автотранспортное обслуживание с ГУАТП «Смольнинское».
Так, в марте 2013 года предприятие получило выгодный контракт стоимостью 126 млн рублей на предоставление автомобилей членам городского правительства, руководящим работникам администрации губернатора, а также на развозку официальных делегаций, прибывающих в Петербург.
Впрочем, некоторые ведомства послушались предписания УФАС. Так, комитет по благоустройству в конце 2012 года объявил конкурс на автотранспортное обслуживание в течение 2013 года стоимостью 24 млн рублей. Стартовая цена была снижена на 600 тысяч, победителем тендера стала частная «Спецавтобаза №1». Эта же компания возила в 2013 году чиновников комитета по развитию транспортной инфраструктуры за 24,6 млн рублей. Аналогичные конкурсы проводил комитет по энергетике (10 млн рублей), жилищный комитет (12,5 млн рублей).
Однако, как выяснила «Фонтанка», в 2014 году монополия автотранспортного предприятия «Смольнинское» вновь будет тотальной. С 1 января изменился юридический статус компании – из «государственного унитарного предприятия» она стала «государственным бюджетным учреждением».
Как объяснили «Фонтанке» в Управделами администрации губернатора, теперь проводить контракты с предприятием через закон о госзакупках не нужно: ГБУ «Смольнинское» получает от своего учредителя – правительства города – задание на выполнение определенного рода услуг. Благодаря этому предприятие смогло вернуть себе тех клиентов, которые ранее пользовались услугами частных компаний (комитет по благоустройству, комитет по энергетике и др.).
Согласно бюджету на 2014 год, ГБУ «Смольнинское» получит за развозку городских чиновников 788 млн рублей. Услугами предприятия будут пользоваться губернатор, вице-губернаторы, главы комитетов и районных администраций, а также руководящие сотрудники ведомств.
Депутатов Законодательного собрания в раках государственного задания обслуживать нельзя. Однако парламент также не стал проводить конкурс: в конце 2013 года Смольнинский гараж заключил с ЗакСом контракт как с единственным поставщиком. Согласно нему, госпредприятие будет в течение трех лет – до конца 2016-го – возить депутатов и получит за эти услуги 420 млн рублей, то есть по 140 млн рублей в год. Кроме того, трехгодичный контракт был заключен с Петербургской избирательной комиссией (25,6 млн рублей), годичный – с аппаратом уполномоченного по правам человека (4,2 млн).
Таким образом, в 2014 году на автотранспортное обслуживание чиновников Смольного и депутатов ЗакСа будет потрачено около 1 млрд рублей. Добавим, что в настоящее время в парке правительственного гаража – около 500 автомобилей. В основном это Audi A8, на которых ездят вице-губернаторы, Toyota Camry, предназначенные для глав комитетов и районных администраций, а также Ford Focus’ы для чиновников ниже рангом.
Как говорит старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП компании «Качкин и партнеры» Ирина Митина, деятельность бюджетного учреждения действительно финансируется через такую форму субсидирования, как «государственное задание». «Следовательно, если учреждение выполняет работы согласно своему уставу и в пределах задания, закон о закупках не применяется», – отмечает эксперт. Но и эта ситуация также может быть истолкована как нарушение антимонопольного законодательства, так как в городском законе по-прежнему содержится норма, по которой оказание автотранспортных услуг органам власти является прерогативой госучреждений. «Однако следует учитывать, нарушение отсутствует, если будет доказано, что рассматриваемый вид деятельности может быть реализован только бюджетным учреждением», – заключает Ирина Митина.
Автолюбители Смольного, конечно, не отличаются особой оригинальностью: огромные суммы выделяются на авто для чиновников повсеместно, даже несмотря на дефицит бюджета и любые невзгоды.
Например, FLB уже писало о странной ситуации: несмотря на отсутствие средств на ремонт «Детской городской больницы» в Белгороде, управление капстроительства и ремонта строит на улице Котлозаводской правительственный автопаркинг, который должен включать в себя стоянку на два этажа, автосервис и мойку для автомобилей чиновников. Изначально строительные работы оценивали в сумму 220 млн, однако затем цифру снизили до 160 млн руб., сообщает BN.ru (впрочем, осведомленные комментаторы называют цифру 300 млн).
А губернатору бюджето-дефицитной Вологодской области в прошлом году даже пришлось оправдываться за планируемую покупку четырех дорогостоящих джипов Chevrolet Tahoe по 2,4 ммн рублей каждый для нужд вологдских чиновников: более половины автомобилей правительства, мол, изношены полностью, автопарк не обновлялся с 2008 года.
Несмотря на то, что бюджет Вологодской области находится в «смертельной опасности», кажется, дорогие автомобили – это последнее, от чего готовы отказаться чиновники. Агентство FLB уже сообщало, что губернатор Олег Кувшинников был готов даже на самые экзотические меры, чтобы снизить дефицит бюджета области: например, предложил перевести госслужащих в органах исполнительной власти региона на четырехдневную рабочую неделю. Однако важность закупки новеньких Chevrolet Tahoe защищал до последнего.
А вот главе Сахалинской области, угодившему в топ-лист ОНФ с «мерседесом» за 8 млн рублей для регионального правительства, пришлось отказаться от дорогостоящей покупки. Внимание общественности в прошлом году также привлекло приобретение двух автомобилей «Toyota Land Cruiser 200», двух вертолетов, строительство правительственного гаража.
Правда, с мнением активистов Народного фронта, согласно которому является неоправданной закупка двух внедорожников на общую сумму 6,8 млн рублей, Александр Хорошавин не согласился. Их приобретение, объяснил губернатор, «обусловлено их ходовыми качествами и повышенной проходимостью данного вида техники в сложных природных и дорожных условиях Сахалина».
Постоянная дискуссия о том, стоит или не стоит закупать для государственных чиновников дорогие автомобили, и если все же их приобретать, то какие и по какой цене, коснулась в ноябре прошлого года и Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Ему пришлось отменить семь из 11 аукционов на покупку дорогих автомобилей. Правда, сразу вслед за этим Минвостокразвития направило письмо председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой рассмотреть возможность приобрести для министерства самолет и вертолет, а еще – особняк в Москве, помимо того, который уже есть» – уже без всяких аукционов.
В целом нужно отметить, что пресса просто пестрит сообщениями типа: «Муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» заказало доставку автозапчастей для своего автомобиля Cadillac Escalade на сумму 221 тыс. рублей». Но раз даже далекому Ягоднинскому району трудно в наши времена обойтись без «Кадиллака», что уж говорить о гордой Северной столице с её ГБУ «Смольнинское»."