Сомнительная прозрачность госзакупок

С 2015 года отечественные малые и средние компании стали считать государственные закупки более открытыми и честными. В то же время значительная доля предпринимателей указывает на мелкие и крупные нарушения при проведении тендеров.

Четверо из десяти представителей малых и средних компаний считают, что закупки товаров и услуг за государственный счет проводятся прозрачно, говорится в результатах исследования Промсвязьбанка, «Опоры России» и агентства MAGRAM, с которыми ознакомился «Коммерсант». Исследованием были охвачены 2,3 тыс. малых и средних фирм из 23 субъектов Федерации. Для сравнения, в 2015 году такой точки зрения придерживались только 30% респондентов. Нынешний уровень доверия к госзакупкам сопоставим с 2016 годом, когда прозрачными их считали 43% предпринимателей. Но тогда, по мнению старшего вице-президента Промсвязьбанка Александра Чернощекина, повышение лояльности автоматически последовало после того, как от участия в тендерах отказались недовольные условиями их проведения компании. В последующие годы доля положительно оценивающих процесс госзакупок предпринимателей снизилась.

Около 30% представителей малого и среднего бизнеса усматривают в проведении конкурсов несущественные нарушения. Однако 12% опрошенных полагают, что результаты тендеров безоговорочно фальсифицируются. Для сравнения, в 2015 году такого мнения придерживались 20% участников аналогичного исследования.

Наиболее популярным нарушением со стороны заказчика 48% участников опроса считают заведомо невыполнимые технические условия, 34% усматривают аффилированность организатора тендера с другими компаниями, 25% отмечают неоправданно сжатые сроки поставок, столько же представителей бизнеса жалуются на недопущение нейтральных фирм к торгам под предлогом мелких нарушений. Примечательно, что компании, деятельность которых проходит в корпоративном секторе, чаще недовольны тендерами – 52%. В сегменте малых и средних фирм, которые сотрудничают с розницей, таковых 39%.

Реклама на веке

В докладе отмечается, что по сравнению с 2015 годом количество малых и средних компаний, пытающихся выиграть государственные тендеры, остается фактически неизменным. Если 5 лет назад в госзакупках участвовало 24% таких компаний, то в апреле-июне нынешнего года – 28%. Более существенно выросла доля тендеров на закупки для нужд государства, которые выигрывает малый и средний бизнес, - 29,7% в прошлом году против 15,4% двумя годами ранее. Также в 2018 году малые и средние компании получили 12,1% заказов госкомпаний. Это на 0,9% превысило показатель 2017 года.

Однако текущие показатели ощутимо не дотягивают до целевых параметров, заложенных в национальном проекте по поддержке предпринимательства, согласно которому к 2024 году малые и средние предприятия должны формировать 32,5% внутреннего валового продукта вместо нынешних 22,3%. Достичь этого планируется в том числе путем расширения участия малого и среднего бизнеса в выполнении государственных подрядов.

Тем временем в правительстве работают над расширением участия малых компаний в поставках товаров и услуг для нужд подконтрольных государству компаний. В конце прошлой недели премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил постановление, в соответствии с которым малые и средние фирмы должны выигрывать не менее 20% таких конкурсов. Прежний минимум составлял 18% тендеров. По системе прямых закупок малому и среднему бизнесу отведут 18% контрактов место прежних 15%. Кроме того, финансовое ведомство инициирует двукратное уменьшение (с 30 до 15 дней) периода, который отводится государственным заказчикам на оплату товаров и услуг, поставляемых малым и средним бизнесом.

Минфин также работает над уравниванием правил участия малых и средних компаний в закупках для нужд государственных структур и правил работы по контрактной системе. Предусматривается, что будет сформирован окончательный список документов, которые организаторы тендера будут вправе запрашивать у участников. В Госдуме также зарегистрирован законопроект, который вводит мораторий на требование от малых и средних компаний дополнительных документов сверх такого списка. По действующей процедуре список документов, которые могут потребоваться при подведении итогов конкретного конкурса, утверждает сам заказчик. Как результат, не все потенциальные участники допускаются в финал торгов. Источники «Коммерсанта» отмечают, что в закрытый список попадет учредительная документация фирм, подтверждение ее соответствия требованиям к исполнителям конкретного подряда, данные об отсутствии фискальных долгов, предпосылок к банкротству и другие базовые документы, которыми располагают все добросовестные юрлица.

Реклама на веке
Зачем Украине перехват знамен «Русского мира»? Зарубежные счета чиновников станут достоянием Генпрокуратуры