18+
  1. Становление олигархических СМИ в Приднестровье

Становление олигархических СМИ в Приднестровье

Становление олигархических СМИ в Приднестровье
Приднестровская молдавская республика сегодня в точности повторяет путь становления и укрепления олигархии как и все постсоветские республики десять-двадцать лет назад.

Этот путь – криминальный «отжим» государственной и частной собственности, монополизация целых отраслей экономики, слияние с властью и создание карманных СМИ для управления общественным мнением и давления на политических оппонентов.

Особенно характерным признаком укрепляющейся олигархии являются, безусловно, частные управляемые СМИ. Вспомните российские телеканалы НТВ и ОРТ (при Березовском и Гусинском), которые превратились в рупор олигархов и инструмент массового зомбирования населения, и которые только благодаря воле Путина были возвращены в госсобственность и перестали поддерживать дезинтеграционные процессы, в том числе – чеченских боевиков.

В Приднестровье тоже есть НТВ времен поддержки чеченских боевиков – телеканал ТСВ, принадлежащий олигархической группе «Шериф» (фактический владелец – Виктор Гушан) и напрямую проводящий политику давления на исполнительную власть, создания протестных настроений в интересах олигархов из «Шерифа».

Телестудия «ТСВ» зарегистрирована 30 ноября 1999 года, в те самые «лихие 90-е». Первоначально учредителем выступило ООО «Шериф», но с ноября 2009 произошла смена учредителей на некоммерческое партнерство «Телерадиокомпания объектив». Формальная смена учредителей не привела к смене собственника – ТСВ остался в собственности «Шерифа», ведь учредителями НП «Телерадиокомпания объектив», по данным учетного дела Регистрационной палаты на октябрь 2009, значились Гушан В.А., Казмалы И.М (собственники и учредители ООО «Шериф»), а председателем – Гигинеишвили И.Г.

Кто и какими способами финансирует ТСВ? Конечно же, как и обычное олигархическое СМИ – «по-черному» и в виде так называемой «безвозмездной» помощи. Ведь журналисты олигархических изданий очень любят высокие зарплаты и, конечно, желательно в конвертах. Фактически основным источником финансирования деятельности является безвозмездная помощь:

- в 2013 году 100% от ООО «Шериф» (собственник Гушан В.А.) - 7,64 млн.руб.;

- в 2014 году 100% от ООО «Шериф» - 7,65 млн.руб.;

- в 2015 года (до ноября) – 6,87 млн.руб., из них 5,65 млн.руб. (82%) от ООО «Шериф» и 1,22 млн.руб. (18%) от другой компании холдинга - ООО «Тиройл».

ООО «Тиройл», как вы догадались, не просто какая-то случайная благотворительная организация, а аффилированная контора, созданная ООО «Шериф», по оценкам экспертов, с целью формального соблюдения условий проведения государственных закупок ГСМ. Зарегистрирована она была до 2014 года по адресу регистрации ООО «Шериф» – г.Тирасполь, ул.Шевченко 81/11; в настоящее время зарегистрирована по адресу регистрации ЗАО «Метан-Авто» (100% акций – ООО «Тиройл») – г.Тирасполь, ул.Шевченко 103.

С 2009-2013г. учредителем ООО «Тиройл» было ООО «Капитал-Инвест», которое имеет общий юридический адрес (вам уже он знаком) с ООО «Шериф» – г.Тирасполь, ул.Шевченко 81/11. Собственником ООО «Капитал-Инвест» являются Edemona LTD LLC, Р.Кипр 90%, 10% Гушан В.А. «Капитал-Инвесту» принадлежит 100% акций ЗАО «Тиротекс» – еще одного крупного промышленного предприятия холдинга. Edemona LTD LLC владеет 99,76% акций ЗАО «Агропромбанк» – финансового центра империи «Шериф».

В 2013 году в ООО «Тиройл» еще раз проведена смена учредителей для того, чтобы формально скрыть связь настоящих хозяев с телеканалом ТСВ. Учредителем становится некто Васильев И.И., врач-уролог, представитель РП «Обновление», карманной партии «Шерифа», имеющей в Верховном совете ПМР большинство и единственную фракцию. Господин Васильев купил «Тиройл» за смешную сумму – 2500 рублей. Кстати, Огирчук Д.В., который продал 100% акций «Тиройл» Васильеву, является также генеральным директором ООО «Шериф» и по совместительству зятем покупателя – Васильева И.И. Совпадение? Случайность?

К слову, владелец холдинга «Шериф» Виктор Гушан – один из самых богатых людей на постсоветском пространстве. Его состояние оценивают в 2,1 млрд долл. США. Только за прошлый год его официальный (задекларированный) доход составил 350,8 млн руб. ПМР ($34 млн), а в 2013 – 486,3 ($44 млн). Кроме того, Гушан фактически контролирует чистую прибыль самого ООО «Шериф» (а это еще 253,9 млн руб. ПМР в 2014 году и 347,7 млн в 2013), а также еще нескольких десятков других компаний, входящих в холдинг. Напомним, что речь идет только об официальных доходах – а в плане прозрачности экономики Приднестровье – далеко не

Бельгия, и даже не Россия. 2,1 млрд долл. – это примерно десять годовых бюджетов всего Приднестровья.

Но вернемся к финансированию ТСВ – прямому и скрытому. Про прямое сказано выше, а вот скрытое… Итак, НП «Телерадиокомпания объектив» (читай – ТСВ) для создания информационного продукта получает на условиях аренды основные средства и иное имущество, а также безвозмездные услуги по ретрансляции информационного продукта от следующих организаций:

- В ООО «Шериф» – 2142 объекта первоначальной стоимостью 12,9 млн руб. ПМР (это примерно 1 млн 160 долларов США). Арендная плата – аж 1000 руб. ПМР в месяц (это примерно $90);

- В ООО «Шериф» – помещения площадью 2047 м2. Арендная плата 4000 руб. Рыночная стоимость аренды оборудованных офисных помещений по г.Тирасполь колеблется от 5 до 15 долл.США за 1 м2, таким образом, ежемесячный платеж за аналогичное арендуемое помещение составляет от 114 тыс.руб. до 341 тыс.руб.;

- В СЗАО «Интерднестрком» (90% акций принадлежит Miltrane supply company LTD, 5% – Гушан В.Е., 5% – Казмалы И.М.) 266 единиц имущества первоначальной стоимостью 1,9 млн руб.ПМР, арендная плата в сумме 100 руб.ПМР ежемесячно;

- В СЗАО «Интерднестрком» по договору о сотрудничестве за услуги трансляции созданного НП «Телерадиокомпания объектив» информационного продукта оплата не взимается. Аналогичные расходы государственной телерадиокомпанией за 2014 год превысили 13 млн рублей ПМР.

Таким образом, учитывая имеющиеся данные по прямому и косвенному финансированию (усредненные показатели амортизации арендуемых основных средств, рыночная стоимость аренды помещений, стоимость услуг трансляции и ретрансляции продукта), телеканал ТСВ обходится корпорации «Шериф» в сумму никак не менее 25 млн рублей ПМР (2.25 млн долл. США) в год.

Бюджет телеканала ТСВ превышает бюджет государственной телерадиокомпании. Это обычная практика олигархов – купить всё, что возможно. В том числе – власть. А если власть купить не получается, то включается какое-нибудь «независимое» и неполживое СМИ, которое расшатывает основы государственности, ослабляет власть и создает

олигархам выгодную переговорную площадку, а возможно, и подготавливает почву для переворота.

Мы помним, как Путин поступил с НТВ. Ради сохранения России он национализировал олигархические телеканалы.

Как поступит с ТСВ президент ПМР Евгений Шевчук?

Последние новости