- Максим Горький - естественное и неизбежное явление в литературе на рубеже веков. Он не посрамил отечественную литературу, не уронил ее уровня, был последователен и неизбежен после Достоевского, Лескова и Чехова. Дорог он, безусловно, глубоким знанием человеческой природы и той искреннею любовью и состраданием, с которым живописал своих персонажей.
"ВЕК": - Вы новаторски играете «Вассу Железнову», у Горького эта пьеса называлась «Мать». Как Вам кажется, эта пьеса актуальна в наши дни?
- Пьеса актуальна как никогда. Гениальный драматург Алексей Максимович Горький умел создать глубокие, подлинные, а значит - вечные характеры. Творчески Горький никогда не врал, не отступал от уровня большого русского мастера, он создавал характеры, вобравшие не только генетические наши качества, но и те, что свойственны всем нам по вере христианской. Горький не только берет все то, что свойственно нам хорошего, он и плохого не прячет. Поэтому, на мой взгляд, его характеры наполненные, интересные и жизненные. Такова натура и у Вассы, она очень ко времени. Согласно статистике, сегодня женщина существует очень активно не только в политике, но и в предпринимательстве. Зачастую женщины добиваются успеха гораздо более сильного и яркого, чем мужчины. В силу очень многих обстоятельств, того переворота, который в очередной раз произошел в нашей жизни, сложилась печальная ситуация: мужчина оказался унижен. Сегодня не нужны специалисты во многих областях, и чем они лучше, тем меньше они востребованы. Большинство же со своими знаниями, талантами, энергией оказалось не у дел. Пройти через боль, страдание, трудную жизнь, и взвалить на себя эту ношу - огромное хозяйство, ответственность за детей - это подвластно сегодняшним женщинам так же, как когда-то было подвластно Вассе. Да и остальные горьковские характеры можно счесть оттисками нынешней жизни. И то, что сын Вассы за границей - сегодняшний знак, и то, что одна из дочерей не совсем здорова психически. И даже то, что из девяти ее детей остались в живых всего трое. Неудивительно, что наш спектакль вызывает такой отклик в зрительном зале.
"ВЕК": - МХАТ им. М.Горького больше ориентирован на постановку классики, но современные авторы тоже встречаются. Вы их включаете в репертуар театра, потому что невозможно обойтись без обращения к темам сегодняшней жизни, или в этих авторах вы видите продолжение традиций русской литературы?
- Очень важна гражданская позиция: именно сегодня мы должны помочь сознать людям, в какой мере духовной нищеты они живут, отсутствие культуры трагично для страны и нужно приложить огромные усилия, чтобы вернуться к духовности, к утверждению гуманистических идей в нашем обществе. Этим объясняется выбор репертуара в нашем театре. Его основой мы сделали классику, делаем ставку на хорошую драматургию, на те позитивные нравственные моменты, которые в ней заложены и которые так сегодня необходимы и театру, и зрителю. Мы работаем над пьесами авторов, отражающими наше творческое кредо: Чехова, Горького, Островского, Достоевского, Булгакова, Шекспира. Как ответ на современность у нас идут спектакли по пьесам талантливых драматургов Юрия Полякова, Степана Лобозерова, сейчас репетируем очень интересную и злободневную пьесу современного драматурга, ленинградца Алексея Яковлева «Уличный охотник»...
"ВЕК": - На какие проекты был ориентирован МХАТ им. Горького в первые годы своего существования?
- Как каждый художник учится копировать у мастера, так и мы начали с того, что взялись за режиссерские тетради основоположников Станиславского и Немировича-Данченко, по которым восстановили спектакли «На дне», «Синяя птица», «Три сестры». Идея Художественного театра выражена как формула основоположниками МХАТа. Станиславский начертал: «Мы приняли на себя дело, имеющее не простой частный, а общественный характер. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный, общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь. Цель искусства переживания заключается в создании на сцене живой жизни формы».
Обратите особое внимание на такие понятия, как «общественный», «нравственный» «разумный», «человеческий дух» и «художественная форма». Далее Станиславский определяет то, что послужило первопричиной, толчком к протесту, что именно неприемлемо с точки зрения основоположников: «Программа начинающегося дела была революционна. Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара театров...» Специально привожу это и сосредоточиваю внимание читателей на том, что должен утверждать Художественный театр и чему противостоять, а это означает, что пытаемся утверждать мы и от чего бежим, как от чумы.
Время, названное «временем рынка», живет по законам выгоды. Что выгодно сегодня продать? То, что имеет спрос. Разве нравственность может иметь спрос в безнравственное время? Нет! И тогда дельцы от культуры в меру своих талантов или, что более типично сегодня, своей бездарности, начинают пускать на продажу разврат, бесстыдство, безнаказанность воровства, убийства, развращение молодежи, неразборчивость в средствах достижения того «рая», который известен нам как рай капитализма. Прыжок из социалистической в капиталистическую формацию — это прыжок с шестом над пропастью: шест повисает в воздухе, ему не на что опереться. Обреченность этих безумных прыгунов очевидна. Так же, как очевиден грех тех театральных деятелей, которые обрекают на хаос и беду своих зрителей, внушая им, что бандит может быть героем, проститутка - порядочной женщиной, что вор — это просто умный человек, а потерявшие человеческий облик отец и мать — достойны сострадания. Сострадания достойны брошенные старики и голодные дети, изуродованные и убитые молодые солдаты, брошенные в пекло огня из-за выгоды мерзавцев, которые наживают миллионы долларов на их жизнях. Можно и нужно сострадать подлинным профессионалам в любой области, которые остались без работы и находятся в полной растерянности от абсурда происходящего. Театр чернухи в «чернушное» время подобен тем капищам, в которых поклоняются дьяволу. Задача театра противоположна, он — воспитатель нравственности и духа. Безвкусные, громкие, наглые шоу, которые пропагандируются сегодня всеми средствами массовой информации, — это преступление перед страной, перед народом, перед людьми. Задача театра противоположна, она созидательна и гуманна. Именно к этому призывал К.С.Станиславский, определяя задачу МХАТа, и именно этому мы следуем. Это трудно сегодня. А сторонников этой идеи «не мало». Много! И их становится больше, а не меньше. Просто этого не хотят замечать, не хотят уважать свой народ, на него плюют и смеются над его добротой, смирением и безропотностью. Смеются над его упованием на Бога!
"ВЕК": - В программе «Линия жизни», которую телеканал «Культура» показывает к вашему юбилею, Вы рассказываете о режиссерах, с которыми вам посчастливилось работать. А кто в вашей жизни оказался идеальным партнером, с кем наиболее органично игралось?
- Список идеальных партнеров будет слишком длинным, если называть всех великих, с кем мне посчастливилось выходить на сцену. Я назову только имена тех, кого сейчас с нами нет: Николай Симонов, Павел Луспекаев, Евгений Лебедев, Олег Борисов, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик, Иннокентий Смоктуновский, Кирилл Лавров, великий Борис Ливанов. Какие имена! Какие величины! Я кланяюсь им в пояс. Я благодарна им бесконечно.
"ВЕК": - Вы много лет играете на сцене. На ваш взгляд, что самое главное в актерской профессии?
- Самое главное в актерской профессии - работать на саму идею театра, как это понимал В.Г. Белинский. Театр - храм искусства, в котором нужно молиться сердцем, быть искренним до самого донышка своей души. Островский же устами Несчастливцева так это выразил: «Душа мне нужна, братец!» Так вот, «душа»... Это сопричастность боли народной, это гражданственность. И если хотите — бытие высокоинтеллигентное, неотрывное от проблем, которыми живет моя родина. Душа! Но душу надо сохранить. А сохранить — трудно... «Русский актер» — это, прежде всего, совесть. И если Господь Бог дал тебе талант, то изволь держать его в чистоте...
"ВЕК": - Что для вас значит «национальный театр», «национальное искусство»?
- Я принадлежу к тому военному поколению, которое никогда не разделяло своих одноклассников, однокурсников, вообще людей по национальному вопросу. Как определить по национальным признакам спектакль, поставленный по пьесе Горького «Варвары» грузинским режиссером Г.Товстоноговым в исполнении армянина Павла Луспекаева (Черкун), немца Николая Корна (Доктор), поляка Владислава Стржельчика (Цыганов) и еврея Сергея Юрского (Дробезгин)?
Что же касается моего преклонения перед понятием «русский театр», то он хорош в своем уважении к большим авторам разных эпох и национальностей. Есть и другое понятие такое, как «русский актер», что тоже не исключает актеров разных национальностей, играющих в особой манере, суть которой заключается в следующем: не жалеть себя, тратиться с полной эмоциональной отдачей, при подробном анализе произведения. К понятию «русский актер» относятся еще такие качества, как способность работать в разных жанрах (драма, комедия, трагедия, фарс) в ансамбле, что делает зрелище подлинно художественным.
Наша актерская работа - это «нерв». Существовать на сцене без «нерва», без сердца, без мысли, то есть формально - для настоящего актера невозможно. Сегодня платят за стриптиз, в чем не видят особого греха. Возникает вопрос: во имя чего жить? Во имя дьявольской идеи? Срама, греха? Театр утрачивает свое истинное предназначение. Я работала с лучшими актерами нашей страны и могу сказать, что самые восприимчивые, самые открытые не только для своей, но и для чужой боли, - это русские актеры. Они всегда тратились до предела, они поразительно самоотверженно относились к своему делу - и Павел Луспекаев, и Евгений Лебедев, и Олег Борисов. Так и для меня, театр является смыслом моей жизни. Всем, что есть во мне хорошего, я обязана театру. Но сегодняшнее состояние театра удивляет, оскорбляет. Нужно понимать, что искусство и деньги - несовместимы. Театр - не бизнес. Театр - не доходное место. Он не может существовать ради удовлетворения современного обывателя, уровень которого сегодня катастрофически низок. Необходимо обратить внимание на то, что если существовал критерий во времени и этим критерием был в свое время БДТ в Ленинграде - он определял вершину театрального искусства, то нужно сделать все, чтобы сегодняшнее время нам подарило аналог. Этот аналог возможен при наличии блистательных педагогов в театральных институтах. Это и есть «национальный театр» - тот, который работает на повышение культурного уровня нации, а не наоборот. «Национальный театр» и мораль современного мира, а точнее его аморальность, заключающаяся в утопии золотого тельца, несовместимы.
"ВЕК": - Как вы относитесь к телетеатру. Возможно ли сегодня слияние театра и телевидения. Должны ли быть телевизионные версии театральных спектаклей?
- К телетеатру отношусь как к крайней необходимости. Это именно «то» сегодня, что нужно возрождать. Необходимо знакомить зрителя с хорошими пьесами, а это значит воспитывать его, возрождать нравственность, прививать любовь к родному языку, который почти утерян. Будет ли это театральный спектакль или телеверсия - безразлично, главное профессионально ли сотворено.
"ВЕК": - Вы оказываетесь в стороне от педагогической деятельности. Хотели бы преподавать для молодых актеров? Или заниматься педагогикой лучше на сцене?
- Я могла бы быть хорошим преподавателем хотя бы в главном - в воспитании отношения к делу. А то, гожусь я в педагоги, или не гожусь, может быть, проверено только опытом. Но на этот опыт у меня нет свободного времени.
"ВЕК": - Приоритетом для вас является театр. Как дальше распределяются Ваши творческие пристрастия?
- Никак не распределяются. Кроме моей профессии, которая сегодня нужнее, чем когда бы то ни было, у меня в жизни ничего не существует. Вернее существует то, что является необходимым для основной работы: хорошая литература, музыка, живопись.
"ВЕК": - Татьяна Васильевна, что впереди? Какие ожидание, надежды?
- Впереди может быть два варианта. Первый: государство понимает необходимость возрождения отечественной культуры и определяет для этого соответствующий процент в бюджете страны. Второй: нищенский «паек» на культуру остается прежним и в стране забывают окончательно свой родной язык и все десять библейских заповедей. Наступает полное одичание.