Напомним, что спор между двумя компаниями начался после того, как шведы отказались пользоваться услугами «Евросети» в странах Балтии. Между тем, как отмечают эксперты, один из ведущих европейских операторов регулярно ощущает в России давление со стороны как конкурентов, так и чиновников.
Ни для кого не секрет, что многие ожидали от Tele2 превращения в четвертого крупнейшего сотового российского оператора. Это предположение базировалось на возможности выкупа холдингом 20% акций региональной компании СМАРТС. Однако СМАРТС оказался втянут в рейдерский скандал, который до сих пор не может разрешиться. Напомним, что компания «Сигма» заявила о том, что имеет право выкупа 20% акций СМАРТСа. По этому поводу прошло несколько судебных заседаний, пока, наконец, активы регионального оператора не вернулись его хозяевам. Впрочем, сейчас вновь возобновилось давление на СМАРТС, поэтому его проблемные активы приобрести достаточно сложно.
Если бы Tele2 имело проблемы только с вхождением в регионы, это было бы еще полбеды. Но компанию регулярно «достают» как конкуренты, так и партнеры. Характерным примером может служить случай с «Евросетью». Сотовый ритейлер отказался продвигать подключения к Tele2 через свои салоны в ответ на отказ оператора продавать свои услуги через "Евросеть" в странах Балтии. В Tele2 назвали это шантажом. До сегодняшнего дня ничего не менялось, пока стороны не пришли к компромиссу.
Позиция «Евросети» объяснима, поскольку компания г-на Чичваркина имеет обыкновение вести агрессивную политику по отношению к своим поставщикам. А вот конфликт оператора со «Связным» выглядит достаточно странным.
Так, несколько лет назад в Санкт-Петербурге одна из продавщиц «Связного», рассказывая клиенту о Tele2, сообщила ему о том, что связь Tele2 работает только в нескольких районах города. Несмотря на правдивость этой информации, оператор оштрафовал дилера на $500, которые потом, по слухам, были возложены на сотрудницу в виде штрафа.
На сегодняшний день ситуация не сильно изменилась. Автор этих строк, пытаясь купить в «Связном» контракт на Tele2, услышал от продавца фразу типа «Зачем вам Tele2, когда есть много других операторов».
Ну да Бог с ними, с ритейлерами. Непонятно другое. Почему все вдруг так испугались шведского оператора? Не потому ли, что посчитали: он выдавит другие компании? Так это мало возможно. Лоббизм «большой тройки» на российском рынке сотовой связи столь силен, что выше четвертого места Tele2 подняться не дадут.
Даже для того, чтобы получить возможность иметь роуминг, шведы вынуждены были продать «Билайну» свою иркутскую «дочку» - компанию «Северная корона».
К тому же шведской компанией постоянные претензии предъявляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Так, недавно Нижегородское управление ФАС признало, что нижегородская Tele2 нарушила закон «О рекламе» распространяя недостоверные сведения о рекламируемом товаре и умалчивая существенную информацию. Претензии были незначительные, но на неприятности оператор «попал».
Недавно мурманская ФАС признала, что содержание рекламы тарифного плана в наружной рекламе «35 копеек за все звонки и SМS, тариф «Полный контакт» не соответствует тарифам, размещённым на официальном сайте Tele2 и информации, размещенной в местах продаж.
Подобные «нарушения» есть у многих операторов, но чаще других на это почему-то «попадает» Tele2.
Понятно, что можно все списать на нелепые совпадения. Но беда в том, что очень уж у нас не любят чужаков, особенно в случаях, когда рынок поделен. В сущности это говорит о том, что до цивилизованного рынка нам пока далеко, а шведам еще придется побороться за право стать «четвертым оператором».