Турки завалят Россию стеклотарой

В сентябре в Башкирии откроется крупнейший российско-турецкий завод стеклотары в России. Инвестором станет, турецкая корпорации Anadolu Cam Sanayii A.S. Строительство началось еще 2004 году, сегодня фактически вышел на проектные мощности производства 700 млн. бутылок в год.

Первая линия по выпуску облегченных бутылок из светлого стекла запущена в ноябре 2005 года, вторая по производству бутылок из темного стекла в начале июня текущего года.

Любопытно, что турки строят завод не из собственных средств. В 2005 году, ООО Русджан-Уфа, дочернее предприятие Anadolu Cam Sanayii A.S., взяла кредит на сумму $32 млн., у банком реконструкции и развития (ЕБРР), под строительство предприятия.

Согласно условиям займа, основная его часть $22,75 млн. будет предоставлена ЕБРР из собственных средств, $9,75 млн. синдицированы в банках ABN Amro Bank N.V. и Calyon Bank Turk A.S.. Кредит планируется предоставлять частями: сначала будет выделено $19,35 млн., затем $13,15 млн. Кредит ЕБРР предоставляется турецкой компании сроком на семь лет, в течение первых двух лет погашение кредита не предусмотрено. В свою очередь, для реализации проекта строительства стеклотарного завода и его управления Anadolu Cam Sanayii A.S.

Реклама на веке

По мнению экспертов, в данном секторе у турецкой компании в России нет конкурентов, так как они являются единственными производителями облегченной бутыли в стране. Ранее источник в руководстве компании объяснял выбор места строительства крупнейшего в Европе стеклотарного завода наличием в Башкирии химических предприятий, которые изготавливают сырье и ингредиенты, необходимые для стеклотарного производства, что сделает данный проект выгодным с экономической точки зрения.

Как сообщил вчера председатель совета директоров ООО Русджан-Уфа Элдар Мирзоев, срок окупаемости проекта составляет пять-шесть лет. Рост спроса на стеклянную тару, в отличие от остальных сегментов упаковки, был вызван не столько развитием сетей, сколько ростом пивного рынка, на который приходится почти 60% всего рынка стеклянной тары. Около 20% стеклянной тары приходится на ликероводочные изделия, оставшаяся часть на безалкогольные напитки и минеральные воды. Как говорит Александр Царев, директор по логистике корпорации Хэппилэнд Одна из тенденций последнего времени освоение стеклянной бутылки (традиционной пивной тары) производителями слабоалкогольных коктейлей. Но пока в стекло разливаются преимущественно напитки класса премиум. В то же время производители слабоалкогольных напитков расширяют линейку своих брэндов для стеклянной тары, а стекольные заводы пытаются реагировать на эти тенденции.

Однако спрос рынка на стеклотару в России сегодня по-прежнему превосходит объем предложений. Производством стеклянных бутылок и банок в нашей стране занимаются порядка 70 отечественных предприятий, на долю которых приходится около 40% всего рынка бутылок. При этом ассортимент предлагаемой ими продукции не отличается большим разнообразием: на стеклобутылки объемом 0,5 литра приходится 41% относительно общей выработки, эксклюзивные стеклобутылки 0,25 литра 18%, обычные стеклобутылки 0,25 литра 13%, эксклюзивные стеклобутылки 0,5 литра 7%, оставшийся 21% составляют другие виды стеклотары.Западные производители занимают 15% рынка стеклотары, а доля импортируемого стекла 2,4%. Возникший дефицит стеклянных бутылок пока сокращается за счет оборотной тары.

Однако если в США, Германии, Чехии на повторно используемую стеклотару приходится не более 15%, в Польше 5%, то в России, например, 70% пива разливается в бутылки, бывшие в употреблении. Но и эти объемы имеют устойчивую тенденцию к снижению, что приводит к росту импортных поставок. Основными импортерами стеклотары в Россию являются Украина (28%), Польша (27%), Финляндия (15%) и некоторые другие страны.С бутылками для водочного производства ситуация куда более благополучная возвратная тара там не превышает 10 процентов оборота. Тем не менее, и тут бутылок не хватает. Поэтому за последние несколько лет в России появилось сразу несколько новых производителей стеклотары. К примеру, в 2001 году стартовал завод одного из крупнейших в Европе производителей стеклотары турецкой компании Sise Cam Fabrikalari - его мощность рассчитана на производство 250 миллионов бутылок в год. Чуть раньше, в 2000 году, наше ОАО Салаватстекло запустило производство водочной тары. Европейский банк реконструкции и развития приобрел Покровский стекольный завод - крупнейшего производителя дефицитных коричневых пивных бутылок, а американский инвестиционный фонд Agribusiness инвестировал 15 миллионов долларов в производство бутылок компанией Раско (обеспечивает потребности в стекле турецкой пивоварни Efes Pilsner, установленная мощность - 510 миллионов бутылок), располагающей мощностями по производству бутылок в городе Анопино Владимирской области и в городе Воронеже.

Позже, в 2002 году, о выходе на российский рынок стеклотары заявила американская компания Owens-Illinois - она начала строительство завода на базе электровакуумного завода по производству кинескопов. Наконец, в начале 2003 года заработал завод в городе Кириши Ленинградской области, соинвестором которого выступает чешская компания Sklo-stoy - его мощность - 210 миллионов бутылок в год. В Западной Сибири идет строительство сразу двух заводов по производству стеклотары - Томское стекло и Северск-стекло, а в Северо-Западном регионе построить стекольный завод решил банк Авангард. Активно стали развивать стекольное производство и сами потребители - пивоваренные и водочные компании.

Первым предприятием, открывшим собственное стекольное производство мощностью 300 миллионов бутылок в год, стала Веда-Система - в 2000 году предприятие запустило стеклодувные мощности в Ленинградской области. А в конце прошлого года группа ОСТ ввела в эксплуатацию стекольный завод ОСТ-Тара (Электросталь, Московская область) мощностью 350 миллионов бутылок в год.Как стало известно Веку, в ближайшее время турецкая сторона планирует принять участие в аукционе на право разработки Ермолаевского месторождении кварцевого песка в Башкирии главного поставщика сырья на стеклотарное производство. Представители инвесторов заявили о готовности вложить в развитие карьера порядка 40 млн. евро.

Реклама на веке
РЖД теряют деньги Деньги ВБ уйдут в канализацию