18+
  1. РЖД теряют деньги

РЖД теряют деньги

РЖД теряют деньги
ОАО «Российские железные дороги», как и многие отечественные компании, попало под колесо финансового кризиса. Государственная монополия теряет огромные деньги. Распродав многие активы - профильные и непрофильные – и тем самым потеряв прибыль, компания оказалась в непростой ситуации и теперь надеется на помощь государства.

Как уже сообщалось, в 2009 году РЖД наметило повысить тарифы на грузоперевозки на 14%. Однако этому плану не суждено будет сбыться. Пересмотрев свои возможности в условиях кризиса, компания заявила о повышении тарифов только на 8%.

«Финансовый кризис добрался и до РЖД. Сейчас компания теряет возможный доход, ведь количество грузоперевозок значительно падает, но не настолько, чтобы РЖД не получило вообще прибыль. Госкорпорация не получит тот доход, на который рассчитывала. Возможно, что государство поможет РЖД и компенсирует потери. Также компания может рассчитывать на кредит от Сбербанка. Хотя кредит выдает не Герман Греф, а правительство, у Якунина есть в Белом Доме свои лоббисты», - заявил «Веку» генеральный директор Института политической информации Алексей Мухин.

Отношения Владимира Якунина с Белым Домом широко известны. Премьер-министр Владимир Путин приходится по нраву непоколебимость главы РЖД в своих решениях. Да и знакомы они еще с Питера, оба работали в советской разведке. А в 2003 году Якунин возглавил Северо-Западную окружную инспекцию Главного контрольного управления Президента.

Мало того, что глава ОАО «РЖД» сам по себе жесткий человек, но и отношения с Владимиром Путиным дают ему зеленый свет на агрессивную политику своего ведомства. Глава госкорпорации весьма резко защищает свои интересы в общении с министрами, банкирами и олигархами. У него есть цель - и он идет к ней напролом всеми правдами и неправдами.

Но, несмотря на влиятельного покровителя и жесткого начальника, РЖД все же оказались в тяжелом финансовом положении, так как кризис не выбирает кого-то, а «стрижет» всех под одну гребенку, да и последние действия руководства компании усилили удар. В частности, как ранее писал «Век», ОАО «РЖД» избавилось от своей дочерней компании по перевозке скоропортящихся продуктов «Рефсервис». Грузоперевозки продолжают падать, однако перевозка скоропортящихся продуктов остается одной из самых стабильных.

«Спрос на грузоперевозки значительно упал. Однако у РЖД все же есть свой стандартный объем перевозок. Компания, как и многие предприятия, продала свои активы. В том числе были проданы те активы, которые были залогом финансового роста госкорпорации. Возможно, РЖД просто хотели закрыть год. В связи с кризисом они много потеряли, и продажей своих активов восполняют убытки», - оценил ситуацию генеральный директор «Национального рейтингового агентства» Виктор Четвериков.

По его словам, это был шаг не на долгосрочную перспективу. РЖД рассчитывают восполнить все утраты в 2009 году. Бизнес перевозок крайне востребован, хотя существенные сокращения поставок лишают компанию значительной части прибыли, а это дает понижение рейтинга.

«Основанная беда ОАО «РЖД» в том, что международные инвесторы смотрят на прибыль компании. А иностранные рейтинговые агентства делают аналитику исходя из прибыли, если прибыль уменьшается, то и рейтинг понижается. На конец года госкорпорация озаботилась тем, что если она не покажет серьезную прибыль, то инвесторы откажутся от участия в ее проектах. Да к тому же рейтинг госкорпорации напрямую зависит от рейтинга страны. России понизили рейтинги, в связи с тем, что наше государство свой основной источник доходов напрямую привязало к нефти, цены на нефть падают, падает и рейтинг страны. Дабы как-то повысить свою прибыль, а тем самым и рейтинг, РЖД предпринимает порой необдуманные шаги», - отметил глава «Национального рейтингового агентства».

Если понесенные в 2008 году убытки РЖД восполнили продажей своих активов, то встает вопрос: чем будут восполнены потери доходов в 2009 году на общем фоне снижения грузоперевозок в России? Переоценив свои возможности, «Российские железные дороги» замахнулись на инвестпрограмму на сумму более 450 млрд. рублей. Однако эти планы г-ну Якунину пришлось пересмотреть. В связи с тем, что объем грузоперевозок упал в ноябре на 20%, а на начало 2009 года ожидается его снижение более чем на 30%, Владимир Якунин заявил, что РЖД смогут обеспечить вложение только 306 млрд. рублей, включая 41 млрд. рублей по программе строительства инфраструктуры олимпийских объектов в Сочи. Остальные 127 млрд. рублей компания надеется получить из госбюджета.

«РЖД восполнит свои убытки частью нереализованных инвестиционных программ. Я надеюсь на благоприятный исход ситуации для госкорпорации, ведь в ней работают первоклассные топ-менеджеры. Хотя снижение грузоперевозок на 30% - это очень большое сокращение. И оно вполне реально, так как кризис развивается по не писаному сценарию. Но в любом случае, ОАО «РЖД» может рассчитывать на поддержку государства, так как является стратегической и приоритетной госкорпорацией. На такой момент всегда существует негласное решение. Но отмечу, что РЖД, как в 2008, так и в 2009 году должны показать хорошую прибыль», - подчеркнул Виктор Четвериков.

Получается, что ОАО «РЖД» не сможет самостоятельно выбраться из кризисной ситуации. И свои хорошие доходы покажет не заключенными сделками, а скорее всего поддержкой государства.