Убыточные крылья

Посетив во вторник МАКС-2009 в Жуковском и приняв участие там же в совещании по вопросам развития отечественного самолетостроения, премьер-министр РФ Владимир Путин устроил типичный нагоняй руководителям ОАО ОАК за неэффективность работы и многомиллиардные долги по кредитам.

Недовольство главы правительства вызвал тот факт, что всего за два года работы ОАК и ее дочерние компании уже успели задолжать кредиторам 119 млрд. рублей. «Общая сумма долговых обязательств ОАК и ее дочерних обществ составляет примерно 119 млрд. рублей. Причем, порядка 64 млрд. из них - это дефицит, не обеспеченный выручкой или прибылью предприятий», - констатировал Путин. Кроме того, премьер-министр заявил, что ряд контрактов ОАК «принес не прибыль, а прямые убытки».

Напомним, что ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» была создана в соответствии с указом президента РФ от 20 февраля 2006 года. В задачи государственной, по сути, компании ( Российская Федерация владеет 91,34% ее акций) входит разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения. Уставный капитал корпорации составляет 110,28 млрд. рублей.

В состав ОАК входят ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», ОАО «Корпорация «Иркут», ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина», ОАО «ОАК - Транспортные самолеты», ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова», ОАО «Туполев»Ю ОАО «Ильюшин Финанс Ко», ОАО «Финансовая лизинговая компания», ОАО ТАВИА.

Реклама на веке

Примечательно то, что, имея в своем составе такие крупные и ведущие авиастроительные предприятия, ОАК, как отметил, Владимир Путин, не выполняет планы производства гражданских самолетов, причем не только в настоящее время, но и в докризисный период. Действительно, в 2008 году, по словам заместителя генерального директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦСТ) Константина Макиенко, в 2008 году в России было выпущено лишь около 30 гражданских самолетов, причем «больших» - только 10-12. Заметим, что и до создания ОАК производство гражданских самолетов в России находилось примерно на таком же уровне.

«Без авиации у российской экономики нет будущего, да и обороноспособность невозможно обеспечить без современных комплексов, но это не значит, что вот этими тезисами можно прикрыть расхлябанность, плохую организацию работы», - так отреагировал на ситуацию Владимир Путин. При этом глава правительства заметил, что «целый ряд контрактов ОАК на поставку самолетов как внутри страны, так и за границу, принес, как это ни странно, не прибыль, а одни убытки».

По словам премьера, на фоне благоприятной экономической обстановки, сложившейся в 2007 - начале 2008 годов, планировалось осуществлять погашение ранее взятых корпорацией кредитов за счет распродажи непрофильных активов, перекредитования по меньшим ставкам, размещения акций. Однако кризис внес свои коррективы, поэтому, как заявил Путин, «сегодня эти решения не будут уже работать - не надо было тянуть с этим».

Эффективной работу ОАК назвать сложно, заявил «Газете.RU» Константин Макиенко, считающий, что корпорация в первую очередь должна была избавиться от непрофильных активов, в том числе девелоперских проектов, и распродать имеющуюся у нее дорогую недвижимость. «У тех же «Як», «Ильюшина», «Туполева», входящих в ОАК, площади великолепные, чуть ли не в центре Москвы. Но они упустили момент и денег не получили», - заявил аналитик.

Расчет руководства ОАК на то, что государство и дальше будет помогать корпорации значительными денежными средствами, может не оправдаться, предупредил Путин. Правительство не намерено «бесконечно вытягивать предприятия из долговой ямы и исправлять ошибки менеджмента», - заявил премьер-министр.

Реклама на веке
Иванов похоронил автопром? Меняем Суркова на Чубайса?