18+
  1. Две беды в одном «Росавтодоре»

Две беды в одном «Росавтодоре»

Две беды в одном «Росавтодоре»
Российские дороги – одна из вечных национальных бед, похоже, еще долго не станут предметом гордости. Зато они позволяют создать иллюзию бурной деятельности отдельных чиновников и, вероятно, служат источником их личного обогащения.

Помощь государства транспортной отрасли равносильна вбрасыванию бюджетных денег в топку, иначе, чем объяснить ее по-прежнему жалкое состояние? Впрочем, это не мешает Минтрансу РФ вести свою игру на автотрассах страны и даже порождать специализированных «дочек», затмивших государственное око.

Именно такой стала созданная силами Игоря Левитина, благословленная подписью президента Медведева, приукрашенная значимостью будущей сочинской Олимпиады и наделенная фактически безграничной властью в своей области госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Росавтодор»). Утвержденную летом 2009-го корпорацию, ставшую законным дорожным монополистом, многие называют самой откровенной аферой Минтранса за прошлый год и механизмом по «перекачке» бюджетных денег.

ГК «Росавтодор» - родная сестра многих российских «черных дыр», без конца поглощающих казенные средства. На поддержку разбитых и кое-как залатанных федеральных дорог государство денег не жалеет. Как сообщил замминистра транспорта Олег Белозеров, объем средств, предусмотренных на финансирование дорожного хозяйства в 2009 году, составил 312,4 млрд. рублей, без учета средств инвестфонда. Кроме того, даже несмотря на то, что финансовый кризис основательно «погрыз» федеральный бюджет, на статью «ремонт автодорог» регионы получили от государства увеличенные до 95% субсидии, а ранее - до 25 млрд. рублей бюджетных кредитов. К чему такая спешка и излишняя благотворительность?

Сегодня, по словам Олега Белозерова, строительство одного километра трассы стоит от 15 млн. до 1,5 млрд. рублей – то есть наши дороги должны становиться не просто асфальтированными, но и трижды позолоченными. Поспособствует ли этому новая госкомпания?

Согласно закону, компания «Росавтодор» будет исполнять функции заказчика при проектировании, строительстве и содержании самых важных федеральных автомобильных дорог, переданных ей в управление, заниматься придорожным сервисом, распоряжаться земельными участками в полосах отвода принадлежащих ей дорог с правом извлечения дохода, но без возможности их отчуждения, и создавать платные участки там, где есть возможность альтернативного проезда. Систему платных дорог в свое время предложил ввести премьер-министр Владимир Путин, чтобы еще раз помочь Минтрансу со средствами. А средства, между тем, «размываются», как и российские дороги. И помогает в этом, по мнению экспертов, тот самый «Росавтодор».

«Росавтодор был создан, чтобы перекачать туда деньги из бюджета. Ясно, что расходование средств через такую организацию осуществляется легче, чем в случае, если бы деньги находились на счетах Минтранса. К чему, собственно, стремятся многие чиновники всю жизнь? Создать такую структуру, которая не подлежала бы непосредственной отчетности перед государственными контролирующими органами и была бы автономной в области расходования бюджетных средств», - заявил «Веку» президент Института национальной стратегии Станислав Белковский.

С ним согласен и генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин: львиная доля (и это мягко сказано) выделяемых бюджетных денег, безусловно, оседает в «Росавтодоре». А политолог Виктор Милитарев сравнивает новую госкорпорацию с ОАО «РЖД». Поэтому многие и называют ее «частной лавочкой» для перекачивания средств через государственный карман в руки частных лиц. Правда, этот тезис пока не подтвержден, но и не опровергнут, подчеркивает эксперт.

С платными дорогами также много вопросов. Логично, если они будут наличествовать по соседству с бесплатными трассами, и россияне, согласно Конституции, будут иметь право выбора свободного перемещения по территории родного государства. Однако, в «дорожный вопрос» включилось Минэкономразвития, предложившее изменить закон и отказаться от обязательных бесплатных дублеров при строительстве платных дорог. Как заявил РИА «Новости» заместитель главы МЭР Сергей Беляков, вон «в Коми и Сибири вообще нет дорог и этого конституционного права (на свободу передвижения), там люди могут передвигаться только по воде. И, я думаю, там никто не будет возражать против платных дорог». Там, уважаемый Сергей Юрьевич, в первую очередь, никто не будет возражать против бесплатных дорог!

«Вообще, вызывает удивление инициатива «Росавтодора» относительно перевода части дорог из статуса бесплатных в статус платных, - обобщает Алексей Мухин. - То есть, сначала на деньги налогоплательщиков (а дорожный налог никто не отменял) строятся бесплатные дороги, а затем одним росчерком чиновничьего пера они переводятся в разряд платных. И население обязано платить второй раз за уже оказанную услугу. Это вызывает, конечно, удивление и должно вызвать справедливое негодование определенных социальных слоев, что может иметь политические последствия. Вот эти последствия верховная власть может и не простить тем, кто ответственен за такое состояние дел».

Как говорит Виктор Милитарев, если подобное действительно станет явью, то Минтранс можно будет смело причислить к обществу народного «кармановыворачивателя», в которое входят, к примеру, «Московский метрополитен» или РЖД, постоянно повышающие плату за проезд, но оставляющие без изменений качество обслуживания. «Мы все время становимся свидетелями того, как государственные ведомства выступают соперниками олигархов по выворачиванию наших карманов. Если государство потворствует как госмонополистам, так и монополистам частным, а население в очередной раз терпит, не бастует, не создает боевых профсоюзов, это удушение будет происходить постоянно», - говорит эксперт.

Впрочем, народное возмущение, вероятно, все равно столкнется с жесткой позицией чиновников-транспортников. Так, например, случилось с поселком Матвеевка (Домодедовский район), на месте которого, по планам «Росавтодора» должна быть построена касса платного участка трассы. «Век» недавно писал о скандале с олимпийским объектом - трассой М-4 «Дон», связывающей Москву с Сочи. Напомним, Минтранс представил проект: дорога должна расшириться за счет стоящих вдоль трассы домов Матвеевки. То есть, половина поселка будет стерта с лица земли. Несмотря на протесты местного населения и результаты проведенного в Домодедово референдума против такого решения ведомства Левитина по расширению трассы, сюда запустили бульдозеры и начали вырубать зеленую зону.

Ведь «Росавтодор», кроме прочего, имеет право обвинить собственников земельных участков в якобы незаконном захвате шести соток федеральной земли, вернуть землю государству, а там уж строить все, что пожелает, сохраняя «олимпийское» спокойствие. А Игорь Левитин, несмотря на многочисленные скандалы, видимо, чувствует себя титаном, способным «закатать» в асфальт не только жилые районы, но и бюджетные деньги. При этом ни одна российская дорога, от ремонта, похоже, не «пострадает».

«Я вообще с трудом понимаю, чем занимается министерство транспорта, - резюмирует Виктор Милитарев. - Потому что дороги у нас плохие, ремонтируют их плохо, концепция транспортного налога неясная, откуда берутся средства непонятно, поэтому для меня ведомство Левитина является такой же загадкой, какой являлось в недавнем прошлом ведомство Реймана».

Впрочем, как считает Алексей Мухин, главный транспортник страны – не такой уж непотопляемый. И министерское кресло – отнюдь не гарантия неприкосновенности. Игорь Левитин, по его мнению, наряду с Владимиром Якуниным и Сергеем Чемезовым уже включен в список кандидатов на отстранение от реального управления госкорпорациями (деятельность именно этих персон в последнее время вызывала нарекания президента, не скрывающего эмоций по отношению к развитию транспортной, железнодорожной отраслей и отрасли технологий).

«Судя по всему, Дмитрий Медведев уже озадачил Сергея Степашина необходимостью проверить госкорпорации, - говорит Алексей Мухин. - Мне вообще кажется, что конфликтная линия между Путиным и Медведевым в 2010 году будет пролегать как раз вдоль проверки обоснованности расходования денег госкорпорациями, которым, как известно, выделяют значительные средства. А формы отчетности, которые должны предоставлять ГК контрольным органам, которым является Счетная палата РФ, довольно размыты. В этой связи, конечно, скорее всего, возможны выводы, ну и, посадки».

В этой связи вырисовывается очень интересная тенденция: Владимир Путин неохотно увольняет «своих» людей, но может сделать это руками президента Дмитрия Медведева, который формально совершенно независим в принятии решений. Так вот, по результатам подобных проверок, считает Мухин, вполне вероятно, что некоторые из чиновников, которых принято считать аффилированными с премьер-министром, потеряют свои лидирующие позиции в этих госкомпаниях, а на их место придут новые эффективные менеджеры, которые будут более ответственно подходить к распределению федеральных бюджетных средств.