Украина: авиация и коррупция

Украина: авиация и коррупция
В прошлом году курорты Крыма посетили около 1,4 млн. россиян. Большинство из них добирались до места отдыха железнодорожным транспортом, теряя более полутора суток на дорогу из-за очень высоких тарифов на авиаперевозки.

В нынешнем году власти автономной республики Крым ожидают рост туристического потока из России в регион почти на 50%, тем более, что, согласно новой концепции развития Крыма, именно туризм является приоритетным направлением развития экономики, и именно российские туристы – приоритетные отдыхающие среди других иностранных туристов.

Российская лоу-кост авиакомпания «Авианова» решила предоставить каждому желающему жителю нашей страны возможность в течение всего пары часов оказаться на крымских пляжах. Для этого планировалось с 15 июня 4 раза в неделю выполнять бюджетные авиарейсы между Москвой и Симферополем, с перспективой делать это круглый год, а не только в летний период. Но, похоже, что благие намерения авиаперевозчика пошли прахом, так как украинская сторона до сих пор не дала соответствующего разрешения. И хотя до разрекламированной ранее даты начала воздушного сообщения осталось не так много времени, каких-либо существенных изменений по данному вопросу не видно. Это подтверждает и сайт «Авиановы», на котором первый рейс «Москва-Шереметьево – Симферополь» значится с пометкой «при условии получения разрешения от властей Украины».

Причина сложившейся ситуации известна и характерна для обеих наших стран – коррупция среди высших государственных чиновников. Как свидетельствую результаты недавнего опроса, проведенного среди предпринимателей аудиторской компанией Ernst & Young, широкое распространение коррупции и взяточничества в Украине признали 91% респондентов, в России – 93%. А эксперты авторитетного международного агентства Transparency International* поставили Россию и Украину на одно, 146-е место в рейтинге уровня коррупции за 2010 год. Налицо ещё один пример общности двух братских государств.

Реклама на веке

Но, вернемся к проблемам «Авиановы». С весны нынешнего года украинский рынок пассажирских авиаперевозок, и прежде отличавшийся крайней монополизированностью и очень слабой конкуренцией на нём между авиакомпаниями, из-за чего цены на билеты нереально высоки, был окончательно «закрыт» для новых авиаперевозчиков, в первую очередь – для лоу-костов. На тот момент желающих на нём работать насчитывалось шесть, включая «Авианову». «Пускать в Украину лоу-косты невыгодно», – заявил вице-премьер-министр Украины и одновременно министр инфраструктуры (в ведении данного ведомства находится гражданская авиация) Борис Колесников.

В то же самое время, авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ), являющаяся крупнейшим авиаперевозчиком в стране, была приватизирована, став полностью частной. Позднее ряд украинских СМИ сообщили, что её новым совладельцем как раз и является Борис Колесников. Следует отметить, что эта информация опровергнута не была. Логично предположить, что лоббирование интересов МАУ осуществляется на самом высоком государственном уровне, для авиакомпании создаются «тепличные» условия работы на украинском рынке авиаперевозок, куда новые потенциальные конкуренты, среди которых и «Авианова», вообще не допускаются.

В России господин Колесников больше известен как человек, курирующий подготовку соседнего государства к Чемпионату Европы по футболу, который должен пройти в следующем году в Украине и Польше. Не секрет, что успешное проведение ЕВРО-2012 – это одна из главных задач нынешней украинской власти, способ доказать всему миру свою успешность, дело чести. Поэтому государственных денег на подготовку не жалеют, чем, судя по проведенному анализу, и пользуется вице-премьер Борис Колесников с определённой личной выгодой.

Началось с того, что он инициировал и добился принятия Кабинетом министров Украины постановления, согласно которому при выборе подрядчиков для строительства объектов ЕВРО-2012 за государственные средства разрешается проводить конкурсы лишь с одним участником, или же вообще их не проводить. Затем на всех наиболее дорогостоящих возводимых объектах были заменены подрядчики, и везде на освободившиеся места пришла донецкая компания «Альтком» (или же аффилированные с ней структуры), которую в Украине связывают именно с Борисом Колесниковым. После чего стоимость строительства начала расти невиданными темпами.

Самым показательным тут является пример НСК «Олимпийский» (бывший Республиканский стадион) в Киеве. Там обошлось без «Альткома», зато с донецким же ООО «АК Инжиниринг», которое включили в число подрядчиков в июне 2010 года. Эта компания также связана с господином Колесниковым. Хотя украинские цены на стройматериалы и рабочую силу несопоставимы с европейскими, стоимость реконструкции (!) «Олимпийского» превышает стоимость возведения многих новых европейских стадионов, и на сегодняшний день составляет почти 442 млн. евро. Позади остались Олимпийский стадион в Берлине (242 млн. евро), парижский «Стад де Франс» (290 млн. евро), мюнхенская «Альянс-Арена» (340 млн. евро). При таком «освоении бюджетных средств» уже никого в Украине не удивляет 2-кратное подорожание (до 212 млн. евро) строительства львовского стадиона класса «эконом», работы на котором ведёт ООО «Альтком-Киевстрой». Также можно упомянуть, что скорректированный Министерством инфраструктуры (возглавляет его, напомним, Борис Колесников) проект реконструкции аэропорта во Львове обойдётся государству в 2,24 раза дороже чем планировалось ($275 млн.), строительство терминала в аэропорту Донецка – на 72% дороже ($270 млн. долл.) первоначального варианта. На обоих объектах задействован всё тот же «Альтком».

Аналогичная ситуация наблюдается и со строительством автомобильных дорог к ЕВРО-2012. Украинское правительство утвердило стоимость 1 км в размере $1,71 млн. Но, поскольку подрядчиком выступает ООО «Дорожное строительство «Альтком», то, например, 1 км объездной дороги вокруг Харькова обойдётся государству в $4,65 млн., а вокруг Донецка – в $5,03 млн.

Государственной программой по подготовке к ЕВРО-2012 предусмотрено обновление парка городского транспорта принимающих турнир украинских городов (Киев, Харьков, Донецк и Львов). На закупку новых автобусов и троллейбусов запланировано выделить $275 млн. Летом прошлого года, на одном из совещаний, которое проводил вице-премьер Колесников, он «рекомендовал» принимающим городам приобрести городской транспорт исключительно у Львовского автобусного завода, хотя в Украине существуют несколько производителей указанной техники. Думается, не стоит говорить, что слова украинского вице-премьера были восприняты как распоряжение, обязательное для исполнения (времена Ющенко, когда в Украине можно было безнаказанно игнорировать пожелания руководства страны, остались в прошлом). Самое же интересное заключается в том, что продавец транспорта вообще не заплатил НДС по данным сделкам, ссылаясь на Закон Украины, утративший силу 1 января 2008 года. И это не вызвало абсолютно никаких претензий со стороны налоговой службы соседнего государства.

Можно ещё приводить подобные примеры откровенно подозрительной деятельности вице-премьера Украины Колесникова. Недаром он является самым богатым украинским министром, официально задекларировав за прошлый год свыше $20,5 млн. доходов. А во сколько раз увеличится эта сумма по итогам нынешнего года…

Завершить же хотелось бы вот чем. 12 апреля господин Колесников сменил руководителя Международного аэропорта «Борисполь», уволив высококлассного профессионала с богатым опытом работы Бориса Шахсуварова (он хорошо известен в России, так как в своё время руководил аэропортом «Домодедово»), и назначив на эту должность 32-летнего Антона Волова. Он был финансовым директором донецкого ООО «Рудит», занимающегося различными видами деятельности в сфере турбизнеса, торговли и строительства, потом некоторое время работал в Нацагентстве Украины по подготовке к ЕВРО-2012. Нет сомнения, что Борис Колесников решил поставить под личный контроль финансовые потоки крупнейшего аэропорта Украины. Однако, смена руководства «Борисполя» может стать для него пирровой победой.

Ряд хорошо информированных российских источников с немалой вероятностью ожидают смену главы украинского правительства. Нынешнего премьер-министра Николая Азарова сделают ответственным за все экономические проблемы и, таким образом, немного «очистят» имидж действующей власти. Соответственно, борьба за этот пост сейчас резко ужесточилась, главными же претендентами чаще всего называют первого вице-премьера Андрея Клюева и вице-премьера Бориса Колесникова. В «Борисполе» как раз «человека Клюева» сменил «человек Колесникова». Понятно, что через несколько месяцев накопится масса критических замечаний и недовольств работой нового руководителя главного аэропорта Украины. К тому моменту расчётливый господин Клюев соберет несколько подобных примеров, и преподнесёт их в «нужном ключе» президенту Украины Виктору Януковичу, показав, что и «люди Колесникова» работают плохо, следовательно и сам Колесников не отличается высоким профессионализмом. Вдобавок, с бюджетом страны проделывает подозрительные операции, прикрываясь подготовкой к ЕВРО-2012. Вероятно, реакцию главы украинского государства предсказать будет не трудно…

*
Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International (Трансперенси Интернешнл) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Реклама на веке
Побеждает вкуснейший и натуральный В поисках дна