В конце минувшей недели, 7 марта, глава правительства Дмитрий Медведев поручил своему заместителю Дмитрию Козаку принять меры по ограничению роста среднегодовых тарифов - их увеличение в 2013 году не должно превышать порога в 6%. Премьер-министр определил сжатые сроки для выполнения своего поручения - все решения должны быть приняты до 25 марта. Об этом сообщается на официальном сайте правительства РФ.
При этом имеется в виду, что увеличение платы граждан допускается только во II полугодии 2013 года не более чем на 12% при условии отсутствия роста в I полугодии 2013 года. Указанные ограничения не распространяются на муниципальные образования с преобладанием в структуре совокупного платежа платы за услуги по электроснабжению и газоснабжению (в указанных случаях допускается прирост платы до 15% со II полугодия 2013 года), а также на военные городки и муниципальные образования, в которых тарифы на коммунальные услуги по состоянию на декабрь 2012 года были значительно (более чем в 2 раза) ниже среднего уровня тарифов по соответствующему региону.
Таким образом, коммунальная отрасль, судя по всему, перейдет под жесткий контроль государства уже через месяц после поручения президента РФ Владимира Путина об установлении предельной планки роста тарифов по ЖКХ, отметившего при этом, что в целом по стране рост не должен превышать 6% в год. Красивая цифра, учитывая, что в ряде регионов с начала нынешнего года тарифы на услуги ЖКХ взлетели на 200 и более процентов!
Напомним, в конце февраля на совещании с участием чиновников Минрегиона Владимир Путин снова «включил» в повестку дня заботу о россиянах - на сей раз президент обрушился с критикой на ЖКХ, изумившись при виде платежки за коммуналку. «С ума сошли, что ли?!» - поинтересовался Путин у чиновников, пообещав губернаторам и мэрам городов адекватно ответить на скачок тарифов. «Платеж должен быть экономически обоснованным и социально справедливым. Когда люди видят, что там нет никакой справедливости, а есть только воровство и чванство чиновников, то, уверяю вас, оценка всей работы и муниципалитетов, и республиканских властей, или краевых, или областных, да и федеральных будет соответствующей и будет правильной».
На совещании с участием президента озвучили информацию о резком росте платежей в отдельных муниципалитетах Мурманской области, республики Алтай и Санкт-Петербурга. Как и следовало ожидать, именно в этих регионах последовали отставки профильных чиновников - своих постов лишились министр энергетики и ЖКХ Мурманской области Геннадий Микичура и министр регионального развития Республики Алтай Юрий Сорокин (в ряде муниципалитетов этих субъектов Федерации повышение составило 225%). А вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Козырев решил не дожидаться оргвыводов и подал в отставку.
Укрощение тарифов ЖКХ и аппетитов чиновников в этой сфере - вообще постоянная и больная для Владимира Путина тема. На протяжении 13 лет руководства страной он продолжает ссылаться на изношенную инфраструктуру, которая пришла в негодность в «лихие 90-е». В 2011 году Путин в очередной раз заявил, что отрасль ЖКХ нельзя реформировать за счет населения и потребовал наказать чиновников, ответственных за рост тарифов. В 2012 году в одной из своих предвыборных статей кандидат в президенты Путин пообещал навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве и поставить тарифы в зависимость от качества и надежности предоставления услуг.
Тем не менее, за минувший год тарифы в России поднимали дважды, а качество услуг продолжает нагонять тоску. После президентского «разноса» Минрегион проверил цены на коммунальные платежи в 49 субъектах РФ, в 42 из них обнаружен существенный рост тарифов. Цифры шокирующие! Так, по данным ведомства, в Краснодарском крае, в Челябинской и Ленинградской областях коммунальные платежи с начала 2013 года выросли в полтора раза и более. В Амурской области плата за водоснабжение выросла более чем в 2 раза. Холодная вода из-за пересмотра нормативов подорожала в 16 регионах: в Амурской области - на 223%, в Карачаево-Черкесской республике - на 148% и Новосибирской области - на 143%.
Рост платы за услугу горячего водоснабжения произошел также в 15 субъектах РФ: наибольший рост отмечен в Краснодарском крае - на 150%, Новосибирской области - на 142%, Еврейской автономной области - на 132%.
Отопление подорожало в 15 субъектах Федерации: максимальные значения зафиксированы в Челябинской области - 169%, Ленинградской области - 160%, в Санкт-Петербурге - 135%, Камчатском крае - 132%.
Примечательно, что уже на следующий день появившаяся на сайте Минрегиона статистика была странным образом откорректирована. Так, сообщалось, что в Биробиджане Еврейской автономной области плата за отопление в среднем увеличилась на 14%, в муниципальных образованиях Камчатского края - на 32%. В муниципальных образованиях Архангельской и Мурманской областей плата за тепло выросла примерно на 20%, в отдельных районах Санкт-Петербурга - на 35%. А Челябинская область, названная ранее лидером по росту платежей, упоминалась уже без конкретных цифр.
Поручение президента о том, что рост тарифов в ЖКХ не должен превышать 6%, необходимо было дополнить еще и указанием о пересмотре формул расчета в отрасли, заявил «Веку» директор Института экономики энергетики и жилищно-коммунального комплекса ВШЭ Виктор Колесник.
«Вся проблема в расчетах. С одной стороны, говорят, что тарифы не должны повышаться, ну их рост и не будет превышать 6% в год. Но, с другой стороны, предел по тарифам на электроэнергию и на тепло на 2013 год ФСТ (Федеральной службой по тарифам) был установлен еще в прошлом году, - говорит эксперт. - Если мне не изменяет память, то на тепло - это уже выше 13%, по электроэнергии максимальный прирост в среднем был где-то 9,3%. Думаю, желание президента установить порядок совершенно искреннее, но здесь нужно более жестко подходить ко всем участникам этой цепочки, а не только к каким-то конечным исполнителям».
По словам Колесника, снятие очередного «министра ЖКХ» не приведет к улучшению в отрасли. «По большому счету он не участник формирования этих платежей, за редким исключением. Пределы устанавливает ФСТ - вот откуда все начинается. Сдерживая рост тарифов, необходимо все-таки пересматривать правила тарифообразования и распределения выручки внутри этих тарифных «котлов». Без этих двух важнейших факторов все остальное не приведет ни к чему», - отмечает эксперт.
Виктор Колесник напоминает, что тарифы и сумма платежа - это совершенно разные вещи. «Тарифы устанавливаются, а все остальное - содержание дома, капремонт и так далее должно определяться общим собранием ТСЖ, там где оно есть. Вот тут и начинаются свистопляска и мухлеж в управляющих компаниях, потому что формулы расчета на общедомовые нужды довольно мутные, мягко говоря», - резюмирует эксперт.
Российский союз инженеров в целом поддерживает стремление властей к формированию социально-ориентированной политики ценообразования в отрасли ЖКХ. «Известно, что в стране по-прежнему достаточно большое число граждан с низким достатком, сокращение роста тарифов приведет к существенному снижению нагрузки на семейные бюджеты, - приводит портал «Ступино инфо» мнение вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского. - В последующие годы предельный порог для роста тарифов может увеличиваться в зависимости от экономической обстановки, уровня инфляции и иных объективных факторов, но эти изменения будут возможны лишь в незначительных пределах».
По его словам, в целом рост тарифов действительно допустим, однако должен иметь под собой реальные основания. «С одной стороны, основания есть - это высокий уровень износа инфраструктуры ЖКХ. Общий износ сетей в России оценивается примерно в 70%, а в отдельных регионах сети просто перестали устойчиво функционировать. Все это выливается в аварии и ЧП в сфере ЖКХ. Очевидно, что основания для ростов тарифов ЖКХ весьма существенные - инженерные коммуникации требуют вложений. Однако если посмотреть, то за последние 12 лет тарифы ЖКХ выросли очень существенно. Стоимость услуг по эксплуатации домов с 2001 по 2013 год увеличилась более чем в 15 раз, отопление и холодная вода подорожали в более чем в 14 раз, стоимость горячего водоснабжения - почти в 19 раз. То есть темпы роста тарифов были весьма значительны. Однако к существенному улучшению качества этих услуг это не привело: перебои с горячим водоснабжением, электроэнергией, периодические аварии на инженерных сетях - это обычная практика и сегодня. То есть, пока совершенно не ясно, куда уходят средства, полученные коммунальщиками от населения».
Эксперт считает, что ключевым фактором повышения тарифов должна стать прозрачность этого повышения. Кроме того, необходимо, чтобы население чувствовало и рост качества услуг ЖКХ.
«Электроэнергию и газ население должно получать без перебоев, холодная вода должна быть надлежащего качества, а температура горячей соответствовать принятым нормам. Безусловно, аварии могут случаться по причинам, не зависящим от коммунальщиков, однако они должны быстро ликвидироваться. Если повышение предельного порога будет сопровождаться обновлением материально-технической базы ЖКХ, регламентные работы будут осуществляться добросовестным образом, а коммуникации обновляться, это повышение будет восприниматься населением довольно лояльно. Для этого необходимо проведение специальных мероприятий, внедрение информационных систем, обращаясь к которым потребители услуг смогли бы контролировать отрасль. Не будет лишним и осуществление централизованной системы сбора информации о наиболее проблемных участках, благодаря которой по результатам жалоб граждан будут расставляться приоритеты в проведении работ по модернизации коммуникаций, узлов и систем», - подчеркивает Андриевский.
Впрочем, некоторые наблюдатели считают, что бескомпромиссная борьба с тарифами на ЖКХ - простор для популизма российского президента. «Видимо, каждый год - 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 и 2018 - третьего срока президента Путина (если, конечно, он проработает его до конца) будет знаменоваться продолжением этой титанической борьбы и еще более суровыми и решительными обещаниями», - пишут пользователи Рунета.