18+
  1. АвтоВАЗ. Конвульсии умирающего?

АвтоВАЗ. Конвульсии умирающего?

АвтоВАЗ. Конвульсии умирающего?
Вчера прошел совет директоров АвтоВАЗа в обновленном составе. Отметим, что та ситуация, которая сложилась на АвтоВАЗе, руководство компании, возглавляемое Рособоронэкспортом, создавало достаточно долго.

Вначале, взбудоражив завод переделом собственности, госчиновники полностью уничтожили дилерскую сеть. Когда стало ясно, что прежний модельный ряд уже не может конкурировать по ценовой политике с западными производителями, менеджмент АвтоВАЗа, вопреки законам экономики и здравому смыслу, поднял цены на свою продукцию.

Так, в прошлом году цены на весь модельный ряд повысились на 4000 рублей (на 1,5-2%). По данным Ladaonline, меньше чем на 4000 рублей подорожала только Niva (на 1000-3000 руб.). Представитель завода заявил тогда Ведомостям, что это вынужденная мера, связанная с повышением себестоимости производства - ростом цен на энергоносители, металл, комплектующие. Он утверждал, что рынок способствует росту продаж: за семь месяцев дилеры продали больше 377 тысяч автомобилей, а в августе - еще 57 тысяч.

Но в августе продажи стали падать. Крупнейшие московские дилеры Элекс-Полюс, Автомир, Ростокино-Лада и другие - решили предупредить дальнейший спад, написав письмо и. о. гендиректора АвтоВАЗа Максиму Нагайцеву с просьбой сдержать рост цен. Есть такое понятие как ценовое позиционирование модели, - утверждали посредники. - Если раньше АвтоВАЗ учитывал его, то сейчас просто проигнорировал.

Как следствие, к сентябрю у дилеров скопилось не менее 72 000 автомобилей, что вдвое превысило норму. А на внутреннем рынке было продано 46 696 машин (на 24% меньше, чем в сентябре 2005 г.), в октябре 49 927 (-10%). По данным Коммерсанта, на начало февраля товарные остатки у его дилеров и подконтрольных заводу управлений региональных продаж составили 90 тыс. машин. Между тем, норма для завода составляет приблизительно 60-70 тыс. машин.

По мнению ряда аналитиков, ситуация в настоящий момент уже выходит из- под контроля. Между тем руководство АвтоВАЗа, представляемое Рособоронэкспортом, делает вид, что ничего не происходит, или почти делает вид. Так, в прошлом году представитель госкорпорации, по всей видимости, обратился за помощью к правительству. Иначе как объяснить решение Минпромэнерго о компенсации АвтоВАЗу его задолженности. В приказе от 22 декабря 2006 года 340/556/422 (Минпромэнерго России, Минфина России и Минэкономразвития России) говорится о возмещении из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организацияхОАО АвтоВАЗ.

Впрочем, как сообщили "Веку", в Минпромэнерго, "возмещение российским экспортерам промышленной продукции из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях не является механизмом компенсации долгов тех или иных компаний. Данный механизм является инструментом государственной поддержки высокотехнологичного российского экспорта и регулируется соответствующими нормативными актами Правительства Российской Федерации".

Между тем, совет директоров автопроизводителя на вчерашнем заседании своими решениями фактически признал собственную беспомощность. Было установлено увеличить расходы на рекламу, что, по мнению руководства, должно решить все проблемы АвтоВАЗа.

Как сказал Веку аналитик ИК ВИКА Алексей Павлов, АвтоВАЗ сейчас оказался в очень сложной ситуации. Единственным выходом из нее является создание совместной с западным производителем платформы, конкурентоспособной как по цене, так и по качеству. Все остальные телодвижения компании, как например, снятие классики с конвейера, обречены на провал. Понятно, что Lada у них продается лучше всего, но раньше она была конкурентоспособна по цене, и в регионах ее можно было продать. Все остальные версии типа десятки или Калины не жизнеспособны. Ведь у того же Логана появляются модели дешевле, чем продукция АвтоВАЗа. А это уже психологический барьер, через который отечественный покупатель не перешагнет. А льготная и рекламные программы производителя больше похожи на конвульсии умирающего. Понятно, что Рособоронэкспорт действует из патриотических соображений, но патриотизм и экономика - вещи практически несовместимые. Поэтому перспектива может быть одна - развивать сотрудничество с какой-нибудь крупной западной компанией. У концерна была договоренность с Magna, но кажется, этот договор застопорился, и что там будет дальше, тоже не очень понятно. У многих была надежда на контракт с Рено, но то ли из-за технических моментов, то ли из-за косности руководства АвтоВАЗа сделка сорвалась. Уже год как предприятие топчется на месте. А со стороны Рособоронэкспорта ничего, кроме громких заявлений о постройках новых заводов, не было. Кстати, непонятно, зачем строить новые заводы, когда им на старых производить нечего. Было бы логичней все отдать частному инвестору, как это было с ГАЗом, где предприятие год от года показывает положительный результат. Но правительство, к сожалению, приняло курс на создание крупных госкорпораций в тех отраслях, которые они считают стратегическими.

С Павловым согласился и начальник аналитического управления ИК Велес Капитал Михаил Зак. По мнению эксперта, которое он высказал в беседе с обозревателем Века, нынешнее положение дел на АвтоВАЗе связано с высокой конкуренцией западных производителей, которым линейка отечественного автозавода уступает как по цене, так и по качеству. Более того, новые финансовые ресурсы, которые появились у покупателей в виде кредитов и других финансовых инструментов, позволяют россиянам иметь достаточно широкий выбор в приобретении автомобиля, и он, к сожалению, останавливается не на продукции АвтоВАЗа. Иными словами, то, что производят в Тольятти, уже никак не устраивает нашего потребителя. Ну не может конкурировать та же Калина, которая была разработана 10 лет назад. Поэтому рекламная компания и другие акции вряд ли смогут помочь АвтоВАЗу. Я вижу решение проблемы в массовом вливании в разработку новых моделей и покупку платформ у западных производителей. Но это вещь очень рискованная, и госчиновники вряд ли решаться на подобные действия.

Когда президент на заседании Госсовета говорил о подъеме отечественного автопрома, его все внимательно слушали и кивали. Потом разъехались. Наверное, чиновники Рособоронэкспорта решили, что лучшим способом убедить главу государства в выполнении его указаний станет реклама. Но поможет ли она производителю автомобилей? Впрочем, скорее всего, это уже не важно.