18+
  1. Многоликий монополист?

Многоликий монополист?

Многоликий монополист?
На днях ОАО Российские железные дороги (РЖД) озвучило планы относительно судьбы своей 100-процентной дочки - контейнерной компании Трансконтейнер. По словам главы РЖД Владимира Якунина, которое он высказал в интервью одному из российских СМИ, около 50% фирмы будут проданы институциональному инвестору.

Дальнейшая продажа акций Трансконтейнера возможна как на конкурсе, так и через биржу: все варианты обсуждаются и никаких ограничений ни для одного из них нет, - говорит Якунин.

Отметим, что на протяжении последних нескольких лет руководство РЖД вокруг грузовых перевозок развило довольно бурную деятельность. Вначале было заявлено о создании грузовой компании, для чего из состава РЖД была выделена дирекция по грузовым перевозкам. Однако такие действия монополиста вызвали резкую критику в контрольном ведомстве ФАГ Росжелдор. По мнению чиновников, РЖД своими действиями монополизировала бы рынок, предложив вместо одной госкомпании создать две независимые.

Примечательно, что компания г-на Якунина словно не обращала внимания на окрики руководства и продолжала деятельность по созданию грузовой компании. Однако сотрудники РЖД, наверное, понимали, что и в этом есть доля риска, так как ФАС может и не допустить возникновения еще одного монополиста. Может быть, поэтому у РЖД начали появляться другие грузовые детки. В результате родились комании Рефсервис (рефрежираторные перевозки) и Трансконтейнер (контейнерные перевозки). А уже в конце прошлого года в СМИ прошла информация о том, что в ближайшее время государство намерено продать до 49 процентов акций в каждой из них. Так, Рефсервисом интересуется компания Трансгрупп, а Трансконтейнером - сразу несколько потенциальных покупателей.

Впрочем, уже вскоре обе структуры оказались замешанными в скандалах. Так, Рефсервис обвинили в незаконном повышении цен, в простаивании грузов. Кроме того, трудовые коллективы этого предприятия были возмущены, что без их ведома и согласия компания стала частной.

Еще в сентябре прошлого года состоялась очередная конференция свободного профсоюза Рефрижераторщик, объединяющего работников филиала Рефсервис (рефрижераторное депо). По мнению рабочих, руководство ОАО РЖД втайне от сотрудников приняло решение о выделении (в рамках расчленения и последующей приватизации всех российских железных дорог) из состава компании подразделения Рефсервис. Далее администрация в нарушении закона в срочном порядке начала перевод в новое предприятие работников, но при этом было принято решение о том, что ни один член свободного профсоюза переведён туда не будет. За рабочих заступился ряд депутатов, начались судебные процессы, но компанию г-на Якунина все это вряд ли напугает. Ведь говорят, что он друг самого президента.

Однако через некоторое время на деятельность РЖД по собственному расчленению обратила внимание и ФАС. Так, по мнению чиновников, выделение из состава ОАО РЖД дочерних обществ ОАО Трансконтейнер и ОАО Рефсервис привело к повышению стоимости перевозок грузов на 20-25%. ФАС обращает внимание на то, что Трансконтейнер и Рефсервис осуществляют свою деятельность по ставкам прейскуранта N 10-01 для вагонов и контейнеров парка РЖД, а с клиентуры взимают плату по рыночным ценам. По мнению ФАС, выделение этих дочерних обществ может иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства при перевозках грузов.

Но и это мало тронуло монополиста. Ведь за последние несколько лет ФАС в отношении РЖД возбудила около 22 дел. Поэтому делом больше, делом меньше - сути проблемы это не меняет.

Впрочем, чтобы не выглядеть таким откровенными монополистом, РЖД, наверное, и решила продать половину своих активов частным инвесторам. Однако странно, что ни о каком конкурсе, которое требует законодательство, речи пока не идет. Вместо этого в ряде СМИ уже называются конкретные фирмы. Так, пишут, что Рефсервис уйдет Трансгрупп. Век уже писал об этой структуре. Ее учредителями являются давний партнер РЖД бизнесмен Искандер Махмудов и некая эстонская фирма WorldWide Invest, одним из собственников которой является сын бывшего главы МПС Виктора Аксененко. То есть, все свои.

Что касается Трансконтейнера, то за некими фирмами может стоять Национальная контейнерная компания (НКК), принадлежащая депутату Виталию Южилину, и группа Промышленные инвесторы, подконтрольная бывшему министру, а ныне бизнесмену Сергею Генералову. Впрочем, эксперты больше склоняются к тому, что Трансконтейнер приобретет все же Генералов. Обоснованием этому может служить ряд обстоятельств, произошедших в прошлом году.

Как следует из сообщений, которые проходили в ряде СМИ, ЗАО Северстальтранс и структуры депутата Госдумы Виталия Южилина договорились о разделе бизнеса в НКК. До конца года Северстальтранс должна была продать свои доли в НКК и ряде других совместных с Южилиным активов на северо-западе и юге России, оставив себе контейнерный бизнес только на Дальнем Востоке. В качестве нового партнера господина Южилина называлась группа Промышленные инвесторы Сергея Генералова. Однако этого не произошло. Как утверждал сам Генералов, сделка не состоялась из-за значительного роста грузооборота контейнеров - очень трудно правильно оценить этот бизнес, а также с тем, что часть акционеров предполагает остаться в этом бизнесе надолго. Любопытно, что примерно в это самое время появились слухи о продаже РЖД своих активов в Трансконтейнере. Если предположить, что между Генераловым и Якуниным была достигнута какая-то договоренность, то тогда вполне объяснимо, почему сорвалась концессия с НКК. Ведь иметь в партнерах такого мощного монополиста, как РЖД, и при этом самому быть частью этой монополии, куда выгодней, чем иметь дело с частным оператором.

В конечном итоге, если подобная схема будет реализована, то компания г-на Якунина уйдет ото всех обвинений в монополизме грузоперевозок: структуры, управляющие ими, формально будут частными, а сам рынок будет поделен на отдельные направления.