Уралвагонзавод: хроника хождения по мукам

Уралвагонзавод: хроника хождения по мукам
Фото: http://nvdaily.ru/
На Уралвагонзаводе, являющемся производителем танков и вагонов, назревает социальный протест. В свое время производителя «Арматы» чуть не обанкротил Альфа-банк. Теперь, в канун выборов президента РФ, топ-менеджеры завода выгоняют рабочих на акции протеста.

Екатеринбургское издание РИА «Новый день» опубликовало репортаж с нижнетагильского Уралвагонзавода, в котором рабочие знаменитого предприятия комментируют слухи о возможной отставке директора УВЗ Александра Потапова и выражают недовольство повышением норм выработки и сокращением заработной платы рабочих в два раза.

Как известно, в декабре прошлого года 23 сотрудника цеха №563 и двое рабочих цеха №360 УВЗ подали иски в Дзержинский районный суд Нижнего Тагила к руководству предприятия. Рабочие цеха №563 оспаривали введенные в октябре новые нормы расчета заработной платы, в результате чего нормы выработки увеличились в два раза, а расценки на их выполнение упали на 45%. В итоге средняя зарплата обрубщиков и сварщиков снизилась с 60 тыс. до 30 тыс. рублей. Несколько дней назад в иске им было отказано. Недовольство в рабочей среде растет, пишет издание, - почти 200 сотрудников уральского завода-гиганта намерены обратиться к президенту РФ Владимиру Путину с жалобой на сокращение зарплаты. Как рассказали рабочие, руководство УВЗ экономит не только на оплате труда.

«По телику завод какие-то вложения получает, на деле, что вагонка, что танковый дивизион на старье работают», – эмоционально объяснил журналисту один из рабочих. По его словам, руководство УВЗ в попытках экономить на всем уже заказывало обработку балок (сырья для боковой рамы вагонов) на «зоне».

Реклама на веке
Как разместить

Гражданский сектор УВЗ (производство вагонов) остается убыточным несмотря на поддержку федерального бюджета. УВЗ был переведен под крыло «Ростеха» после ряда исков о его банкротстве.

Летом 2016 года такой иск подавал Барнаульский завод прессового оборудования (БЗПО), но производство по этому делу было прекращено. В марте 2016 года Альфа-банк подал в свердловский арбитраж иск о признании банкротом «дочки» УВЗ – «Уральского завода транспортного машиностроения». В итоге завод и банк заключили мировое соглашение. Кроме того, Альфа-банк пытался добиться возврата долгов по кредитам от УВЗ и его дочерних структур – «ЧТЗ-Уралтрак» и «Технопарк «Тракторозаводский», этот иск рассматривался в закрытом режиме из-за опасности разглашения гостайны. В декабре 2016 года заявление о признании Уралвагонзавода несостоятельным подал индивидуальный предприниматель из Новосибирска Анатолий Нестеров.

Причина всех этих исков одна — отсутствие у ведущего российского производителя танков и железнодорожных вагонов финансовых средств для оплаты заказанной им и полученной от поставщиков продукции и возврата взятых у коммерческого банка кредитов.

Проблемы УВЗ начались еще в 2012 году в основном из-за падения спроса на железнодорожные перевозки и, следовательно, на новые вагоны. Несмотря на меры Минпромторга по стимулированию спроса на них, этот рынок стабилизировался только к 2016 году. Резко возросли и затраты УВЗ на импортное оборудование, цены на которое увеличились в два раза.

Убытки УВЗ в 2015 году составили 16,4 млрд. рублей. За 2015 год продажи снизились в 2,5 раза, до 16 млрд. рублей. С 5 млрд. рублей до 13 млрд. рублей выросли коммерческие расходы и с 2,5 млрд. рублей до 4,5 млрд. рублей — расходы на уплату процентов.

Общие обязательства корпорации по итогам 2016 года превысили 200 млрд. рублей. Это в основном кредиты банков и задолженность по лизинговым операциям. По информации базы «СПАРК-Интерфакс», среди кредиторов корпорации были не только Альфа-банк, но и Сбербанк, Газпромбанк и Связь-банк.

Для того, чтобы погасить долги, УВЗ взял у Газпромбанка кредит в сумме 15 млрд. рублей сроком на пять лет под обеспечение государственными гарантиями.

А 27 декабря прошлого года, под самый Новый год, указом президента РФ Владимира Путина государство передало 100% акций УВЗ госкорпорации «Ростех». Тем же указом Уралвагонзавод был исключен из перечня стратегических предприятий.

Куратор российского ВПК вице-премьер Дмитрий Рогозин тогда заявил, что кооперация «Ростеха» и УВЗ «может здорово поправить финансовое положение» предприятия-банкрота. Рогозин отметил, что УВЗ необходимо «немного поддержать», но не с помощью кредитов, «которые надо выплачивать с большими процентами», а внутренними средствами, которые «могут быть добыты внутри «Ростеха».

Упомянутые куратором оборонки «внутренние средства» оказались банальным повышением выработки, сокращением окладов рабочим, а также заказом комплектующих на «зоне».

Конечно, экономический кризис и антироссийские санкции, которые закрыли УВЗ доступ к дешевым западным кредитам, сыграли свою роль в реальном банкротстве УВЗ. Но, если взглянуть правде в глаза, то основную роль в этом сыграло руководство РЖД, отказавшееся приобретать произведенные на УВЗ вагоны у его железнодорожного оператора.

Миллиардные долги УВЗ возникли в основном, как неоднократно заявлял, к примеру, глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, из-за убыточности вагоностроительного сегмента.

Чемезов объяснил долговые проблемы УВЗ тем, что «дочка» УВЗ - оператор «УВЗ-Логистик» «сама себе покупала вагоны», поскольку РЖД отказывались их приобретать в течение последних двух-трех лет, и что основную часть долга можно вернуть путем продажи «УВЗ-Логистик».

В итоге в начале февраля 2017 года 100% акций «УВЗ-Логистик» были проданы аффилированному с РЖД негосударственному пенсионному фонду «Благосостояние», по оценкам банковских аналитиков, за 40 млрд. рублей.

Если причиной этого были чисто рыночные соображения — та самая убыточность вагоностроительного сегмента — то с какой стати аффилированный с РЖД пенсионный фонд приобрел эту компанию? То есть, если вагоны продает УВЗ, то это убыточно, а если РЖД, то прибыльно? Любой юрист усмотрит тут очевидные признаки если не коррупционной составляющей, то уж наверняка пресловутой картелизации российской экономики. В итоге производить вагоны УВЗ продолжает, но прибыль с их продажи будет оседать в РЖД. Нормальной экономической логикой это при всем желании назвать невозможно.

Долгая история финансовых мытарств завода-гиганта к концу еще не подошла. Попытки руководства завода экономить на оплате труда и заказе дешевых, а, значит, некачественных комплектующих, не могут дать сколь-нибудь значительного эффекта. А вот социальные протесты вызовут обязательно. Выход из ситуации прост – создание вертикально интегрированных концернов, производящих и реализующих свою продукцию как военного, так и гражданского назначения, и финансируемых собственными корпоративными (так называемыми «кэптивными») банками.

Но до этого, похоже, еще далеко. И пока паны (топ-менеджеры) дерутся, у холопов (рабочих) чубы трещат.

Реклама на веке
Как разместить
Китайская Leagoo представила дешевый аналог iPhone X Харассмент дошел до России
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются