К 2030 году поток пассажиров в московских аэропортах (Шереметьево, Домодедово, Внуково и других потенциальных будущих аэропортах столичного авиаузла) может вырасти в 5 раз - до 300 млн. человек в год. Об этом сообщает «Газета.Ru», ссылаясь на презентацию Lufthansa Consulting, консультанты которой предвещают такое развитие событий. К подобному выводу специалисты пришли в рамках разработки модели развития Московского авиаузла (МАУ) по заказу правительства России.
Как следует из материалов, разработанных к совещанию рабочей группы по развитию московского авиационного узла, для увеличения потока авиапассажиров необходимо снять ведомственные ограничения и поднять платежи за инфраструктуру аэродромов, частично переложив их на кошельки авиапассажиров, иначе пропускная способность аэропортов не поднимется выше 132 млн. пассажиров.
Расчеты проведены на основе данных по росту ВВП России и мирового ВВП за 2000 - 2011 годы и прогноза до 2030 года. Впрочем, прогноз специалистов не учитывает ограничения по аэродромной, аэропортовой и наземной инфраструктуре авиаузла. К тому же консультанты отмечают, что «чистый» прогноз развития пассажиропотока не учитывает возможности серьезных изменений спроса и предложения на авиационном рынке России, которые «могут существенным образом повлиять на прогнозируемые пассажиропотоки в рамках МАУ».
Уже на днях «книга предпосылок» модели развития МАУ будет обсуждаться рабочей группой под руководством замминистра транспорта Олега Белозерова. До 15 апреля итоги своей работы консультанты представят на суд первому вице-премьеру Игорю Шувалову, курирующему вопросы развития МАУ.
Расчет потенциала московского авиаузла очень важен, так как помогает оценить его возможности по обслуживанию предполагаемого пассажиропотока. В материалах рабочей группы отмечается, что сегодня потолок возможностей авиаузла почти в два раза ниже потенциала перевозок и составляет всего 92 млн. пассажиров в год. В качестве главной причины этого специалисты отмечают ведомственные ограничения на «воздух», к которым относятся зоны над режимными объектами, запретные для полетов гражданских лайнеров. Среди причин также названы большое количество пересекающихся потоков прилетающих и вылетающих воздушных судов, близкое расположение аэродромов друг от друга.
Специалисты утверждают, что на сегодняшний день предельные возможности по «воздуху» - открытому для гражданских лайнеров пространству гораздо шире: в Домодедово - 378 тыс. ВПО в год (37,8 млн. пассажиров); в Шереметьево - 396 тыс. ВПО в год (39,6 млн. пассажиров); во Внуково - 149 тыс. ВПО в год (14,9 млн. пассажиров).
Но если решение проблем «воздуха» - это задача, прежде всего, государственных ведомств (средства аэронавигации не могут быть частными), то развитие наземной инфраструктуры - задача привлеченных с рынка инвестиций, отмечают специалисты.
«После 2015 года правительство не планирует больше вкладывать деньги в Московский авиаузел», - напоминает «Газета.Ru», ссылаясь на источник в рабочей группе. Поэтому среди прочих направлений привлечения инвестиций в развитие авиаузла консультанты прорабатывают «пересмотр арендных платежей за использование аэродромов».
По мнению специалистов, наиболее привлекателен комбинированный вариант использования аэродромов, который позволит сохранить приемлемый уровень арендных платежей и не повысит цены на билеты.
Итоги работы специалистов по созданию модели развития авиаузла планируется представить правительству до 1 июля 2013 года.