НАТО в беседе с прессой подтвердило сведения об инциденте, имевшем место 28 марта. Тогда военные самолеты НАТО оказывали сопровождение борту главы оборонного ведомства РФ Сергея Шойгу, следовавшего в Калининград. Причиной для сопровождения стало обнаружение радарами НАТО трех российских лайнеров, которые пребывали в международном воздушном пространстве над балтийской акваторией.
Только один из российских самолетов – транспортный Ту-154, передал план полета и выполнял его с включенным транспондером. Еще два самолета – истребители Су-27, полетный план не декларировали, не реагировали на попытки диспетчеров установить связь, а также отключили транспондеры, что делало их невидимыми для гражданских диспетчеров. Такие маневры альянс расценивает как угрожающие воздушному пространству государств-членов, а также как нарушение международных полетных норм. В подобных ситуациях правила НАТО предписывают поднимать в воздух истребители, что и было сделано. Источник отметил, что сопровождение самолета Шойгу продолжалось только в международном воздушном пространстве.
Ранее стало известно, что лайнер главы оборонного ведомства РФ на пути в Калининград сопровождали истребители Eurofighter Североатлантического альянса. Они не создавали угрозы безопасности полета, и находились на расстоянии порядка 2 км от борта министра. В свою очередь, самолет Шойгу следовал в сопровождении двух истребителей Су-27, оснащенных боекомплектом.
Сопровождение самолетами альянса не отразилось на программе визита Шойгу. Глава Минобороны посетил объекты социального и учебно-боевого назначения, пребывающие в стадии строительства, а также проинспектировал ход работ по реконструкции военного аэродрома Чкаловск. Во время посещения Балтийского военно-морского института Шойгу интересовало применение в военном вузе передовых методик обучения. Также командный состав Западного военного округа и Балтийского флота доложил министру о запуске новых комплексов на полигонах и расширении военных городков.