Это позволяет с легкостью украсть из трубы сотни тонн нефтепродуктов, следует из результатов внутреннего аудита ТНП.
Проверка прошла в прошлом году по инициативе ревизорской службы монополии. Проверялась работа девяти «дочек» ТНП: «Мостранснефтепродукт», «Балттранснефтепродукт» (включая его «дочку» «Балттранссервис»), «Уралтранснефтепродукт», «Средне-Волжский транснефтепродукт», «Петербургтранснефтепродукт», «Сибтранснефтепродукт», «Рязаньтранснефтепродукт» и «Юго-Запад транснефтепродукт». Документы свидетельствовали, что ревизоры в общей сложности выявили нарушений на 4,4 млрд рублей, знают источники издания. По первым пяти компаниям общая сумма нарушений составила 3,5 млрд рублей.
По словам одного из источников, аудиторы не смогли получить доступ ко всем документам, поэтому проверку нельзя считать полной. Например, на «Петербургтранснефтепродукте» все документы о движении топлива были уничтожены незадолго до проверки в связи с «ненадобностью». «А на «Уралтранснефтепродукте» требовать документы было не с кого — генеральный директор подал заявление об увольнении в день приезда комиссии», — рассказывает источник газеты «Ведомости». Никто из собеседников газеты не смог оценить объем нарушений, которые не смогли обнаружить аудиторы.
Из выявленных нарушений самые крупные приходятся на операции с нефтепродуктами (более 1 млрд рублей). Большинство махинаций, как указывают источники издания, основано на формировании неучтенных излишков топлива. На всех предприятиях ТНП практически отсутствует автоматизированная система контроля и учета за движением нефтепродуктов, подчеркивает газета.
«Если нет точных данных, сколько топлива поступило в систему и сколько ушло, то выявить, сколько украли, невозможно», — поясняет один из источников. В большинстве случаев измерения делаются по старинке, рассказывает он: на резервуар забирается сотрудник ТНП, опускает внутрь рулетку и на глаз определяет, на сколько сантиметров заполнена емкость. После этого, исходя из нормативных показателей плотности и температур, вычисляет, сколько топлива в резервуаре.
«Погрешность таких расчетов колоссальная! Ведь каждый миллиметр — это около 5 000 тонн нефтепродукта!», — сетует собеседник издания. Основываясь на таких топорных расчетах, работники предприятия часто занижают данные об остатках топлива в системе, а вымышленные недостачи списывают на негерметичность задвижек, рассказывает источник. Еще одна схема — завышение фактической плотности нефтепродукта, что позволяет недоливать топливо получателям. Современные системы учета на предприятиях есть, говорит источник, но они часто игнорируются.