Практически повсеместно в избирательных списках присутствуют персоны, известные населению и правоохранителям не только, как политики, общественники и бизнесмены. Кому-то могут припомнить «грехи молодости», у иных покрыт мраком период первоначального накопления капитала. Но абсолютное большинство таких неоднозначных кандидатов сейчас полностью легализованы и вполне законопослушны (по крайней мере, внешне). Однако бывают и исключения, когда серьезные вопросы возникают не только к темному прошлому, но и к не менее туманному настоящему претендентов на думский мандат. Как раз такой случай наблюдается в Свердловской области, где сразу в трех списках партии власти фигурирует председатель совета директоров группы компаний «AVS Group» и заметный политактивист Валерий Савельев.
Как пишут СМИ, в регионе ни для кого не секрет, что в свое время он имел самое непосредственное отношение к одиозной группировке Юрия Нырова – одного из лидеров ОПС «Уралмаш», в 1998 году ликвидированного своим же приближенным Александром Маклаковым. Считается, именно под началом последнего Савельев занимался «ныровскими» проектами, связанными с манипуляциями на рынках недвижимости, алкоголя и частных заимствований. Когда старшего партнера в 1999 году надолго посадили за убийство главаря ОПГ, большая часть «общаковых» активов и бизнеса досталась его энергичному подшефному. Это «наследство» и легло в основу диверсифицированного холдинга, названного в честь самого Валерия Савельева (VS).
С завершением смутного «уралмашевского» этапа вроде бы должна начаться жизнеутверждающая история становления доблестного строителя капитализма, избавившегося от родимых пятен криминала и твердо вставшего на путь исправления. Увы, практика показывает – что криво посажено, то прямо не вырастет.
В 1999 году Савельев при невыясненных обстоятельствах установил контроль над авиакомпанией «Авиакон Цитотранс», ставшей настоящей жемчужиной недавно сформированной «AVS Group». Детище уральских оборонных заводов незамедлительно превратилось в основного перевозчика всевозможного ширпотреба из Китая, Турции и ОАЭ. Естественно, существенная часть ввозимых для городских барахолок грузов пересекала границу, мягко говоря, «без лишних формальностей». Свежеиспеченный карго-мастер резонно рассудил, что таможня даст добро тем, кто с нею добр. Взаимную доброту требовалось поставить на поток, придав ей организованный и легитимный характер. Ради такого дела пришлось задружиться с председателем всероссийского Союза ветеранов таможенной службы Виталием Бояровым, параллельно возглавлявшим Фонд социальной поддержки сотрудников и ветеранов таможенной службы (СВТС) и ЗАО «Международная ассоциация по правовым и налоговым вопросам». Эти московские структуры со звучными названиями и благородными целями вместе с савельевским ООО «Уральская недвижимость-СВ» выступили соучредителями ООО «С.В.Т.С.-Брокер-Урал» (впоследствии – ООО «Евроазиатский логистический таможенный брокер»).
Вскоре этот «социально-коммерческий гибрид» превратился в крупнейшего межрегионального оператора, обеспечивающего беспрепятственную растаможку для «Авиакон Цитотранса» и тысяч сторонних клиентов. Вскоре официальный объем поставок достиг порядка $7 млн. в месяц. Стремительно растущие доходы позволяли от души поддерживать тех самых сотрудников и ветеранов.
И кто виноват, если слезы благодарности порой заволакивали непроницаемой пеленой пристальные таможенные взоры? Кто попрекнет стражей границы и их деловых партнеров в том, что «узы дружбы» ежемесячно обходятся казне примерно в $9 млн.? По самым скромным прикидкам, только пересортица в декларациях приносит кому-то порядка $40 млн. в год (и столько же бюджетных потерь). Но стоит ли завидовать чужому богатству и разрушать идиллию частно-государственного партнерства?
Поговаривают, правда, что в 2005 году в Кольцовской таможне нашлись-таки неохваченные благотворительным экстазом офицеры, решившиеся возбудить в отношении доселе неприкасаемых карго-перевозчиков сразу два уголовных дела по фактам контрабанды, а также недостоверного декларирования количества и номенклатуры грузов. Расследованием даже вроде бы заинтересовались в облпрокуратуре, но, видимо, через какое-то время охота разбираться в запутанных схемах пропала (или ее чем-то отбили?).
Как досадное недоразумение СМИ вспонили и попытку Екатеринбургской оперативной таможни привлечь к ответственности потерявшего осторожность благодетеля. Знатоки архивов утверждают, что в 2001 году вскрылось уклонение от уплаты таможенных пошлин при ввозе «Мерседеса» для личного пользования Савельева. Опасаясь ареста шикарного автомобиля, нарушитель спешно вернул долг государству.
Большой интерес для компетентных органов представляет основной зарубежный партнер Валерия Борисовича по части грузоперевозок – гражданин Китая Пен Ли Цинь, занимающийся подбором товара и формированием карго для отправки в Свердловскую область. До депортации из России в 2000 году этот лидер китайской диаспоры Екатеринбурга подозревался в шести убийствах, а уже на исторической родине разрабатывался как организатор наркотрафика.
Тесные взаимоотношения с этой опасной личностью, отмечают СМИ, чуть не вышли боком и самому Савельеву. По некоторым данным, в том же 2000 году он проверялся ГУВД Свердловской области на причастность к контрабанде товаров из Китая, а в 2002 году УВД Екатеринбурга изучалась его роль в незаконном ввозе партии пистолетов ТТ производства КНР.
Разумеется, одними перевозками китайских шмоток авиатаможенный бизнес Савельева не ограничивается. Утверждают, что каким-то непостижимым образом он заполучил крупные подряды на поставки оборонных грузов в самые что ни на есть жаркие страны. Возникали даже слухи о неких связях «Авиакона» с пресловутым оружейным бароном Виктором Бутом. Некоторые журналисты договаривались даже до того, что в екатеринбургском аэропорту «Кольцово» якобы годами функционирует международный канал нелегального экспорта вооружений и военной техники, которые через перевалочную базу в Фуджейре (ОАЭ) распространяются по всему Ближнему Востоку. Публиковались и вовсе фантастические версии о том, что принадлежащие Савельеву борты ИЛ-76 могут не только доставлять специфические грузы в такие горячие точки, как Афганистан, но и обратно возвращаться не пустыми… Впрочем, все это окутано такой плотной завесой тайны, что достоверность любой информации можно поставить под сомнение.
Не менее загадочен и алкогольный бизнес «AVS Group». Например, масса вопросов возникает по поводу того, на чем несколько лет работал «заточенный» под молдавское сырье Среднеуральский винзавод в период эмбарго на импорт спиртного из этой республики. Или, насколько легально происхождение продукции, которой торгует один из крупнейших в УрФО поставщиков алкоголя – аффилированное ООО «Уралторгсервис»? Нет ли среди огромных партий, реализуемых оптом и в розницу, контрабанды от родственной авиакомпании, или суррогатов, разливаемых на собственных производственных мощностях из некачественного сырья? Не ведется ли все тем же ООО «Уралторгсервис» двойная бухгалтерия, позволяющая скрывать все эти «серые схемы» и теневые доходы?
Рассчитывать на правдивые ответы журналистам и общественности было бы наивным, отмечают СМИ. А вот понять, попытались ли «разъяснить» этого удивительного кандидата те, кто по долгу службы отвечает за чистоту депутатских рядов, свердловчане смогут из избирательных списков 4 декабря.