По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, объединение «Шереметьево» и «Внуково» в московский авиационный узел не отразится на планах государства как можно скорей продать пакеты в аэропортах. По словам Шувалова, эти проекты надо обязательно запускать в текущем году, а когда они дойдут до реализации, продажи – «предмет согласованности между министерствами».
Так что, вряд ли нынешний гендиректор ОАО Международный аэропорт «Шереметьево» (МАШ) Михаил Василенко пробудет на этом посту весь срок, «отмерянный» ему некоторыми СМИ. Напомним, на днях агентство «Прайм» со ссылкой на информированный источник сообщило, что правительство продлит контракт с главой МАШ еще на два года. Отметим, полномочия господина Василенко в нынешней должности заканчиваются 12 мая 2012 года.
Как пишет РБК daily, скорей всего, нынешнему главе «Шереметьево» дадут довести до конца объединение с «Внуково», а затем подыскать стратегического инвестора для объединенной аэропортовой компании. Впрочем, с этой задачей вполне могут справиться и другие специалисты. Окончательное решение примет совет директоров компании на следующем заседании в мае. Об этом «Интерфаксу» сообщил источник в совете директоров МАШ.
Между тем, в прошлом году нынешнему главе МАШ неоднократно предрекали отставку. Источники «Ведомостей» ожидали этого решения до начала 2012 г. Человек, близкий к Минтрансу, объяснял, что эффективность Василенко как менеджера снизилась. Сотрудник одной из крупнейших авиакомпаний России считает, что дело в перегруженности «Шереметьево» и недовольстве авиакомпаний. По мнению перевозчиков, не решит проблему даже предстоящее строительство третьей взлетно-посадочной полосы. Проект стоимостью 22 млрд. рублей активно лоббирует нынешнее руководство аэропорта.
С тем, что грандиозная стройка «Шереметьево» не так уж необходима, согласен и гендиректор Ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев. «Не менее 3 млрд. уходит на «Шереметьево» с третьей взлетно-посадочной полосой, которая, в принципе, никому и не нужна, по крайней мере, в ближайшие 30 лет», - сообщил эксперт в интервью «Российской газете».
«Необходимость третьей ВПП неочевидна, — приводили «Ведомости» слова главного редактора «Авиатранспортного обозрения» Алексея Синицкого. — В перегруженном московском небе при нынешней системе управления воздушным пространством ее строительство неэффективно».
В числе возможных преемников Михаила Василенко издание называло заместителя гендиректора «Внуково» Виталия Ванцева. Его кандидатура даже была предварительно одобрена Минтрансом, сообщили два источника, близких к министерству и «Аэрофлоту». По слухам, именно Ванцеву могут доверить слияние аэропортов в единую компанию.
По словам некоторых источников, знакомых с ситуацией, Михаилу Василенко все же могут припомнить тот факт, что под его руководством «Шереметьево» не один год становился лидером рейтинга «Худшие аэропорты мира», составленного сайтом «Sleeping in Airports», на котором собраны отзывы миллионов туристов.
«Кому-то в «Шереметьево» нахамили, у кого-то украли багаж, кто-то, польстившись на обещания быстрой и комфортной доставки, воспользовался услугами «Аэроэкспресса», после чего, измучившись, проклял миг, когда такая идея пришла ему в голову, кто-то простоял в автомобильной пробке и опоздал на рейс», - писал некоторое время назад «Транспортный дозор».
По мнению иностранных путешественников, в «Шереметьево» по-прежнему слишком грязно, тесно и темно. Они также жалуются на сигаретный дым и грубый персонал, от которого «не дождешься помощи». Среди комментариев, опубликованных на сайте Guide to Sleeping in Airports, до сих пор вспоминаются заявления: «Добро пожаловать в ад на земле!» и «Если Путин действительно хочет очистить страну, ему следует начать с аэропорта».
Свою непоследовательность господин Василенко продемонстрировал и в ходе громкого скандала со строительством в 4,5 километрах от взлетно-посадочной полосы со стороны Сходни 20-ти этажного жилого комплекса. Тогдашний замглавы Росприроднадзора Олег Митволь даже предложил лишить «Шереметьево» статуса международного аэропорта, отметив, что высотка находится под линией глиссады и мешает заходу самолетов на посадку.
На протяжении нескольких недель руководство МАШ никак не комментировало ситуацию. Но после того, как два здания доросли уже до 17-го этажа, в СМИ стали появляться предположения о возможном коррупционном сговоре администрации аэропорта с химкинскими чиновниками, цель которого – высотная застройка Сходни.
Тогда последовало первое официальное заявление представителей «Шереметьево», в котором говорилось, что строительство не влияет на безопасность полетов, но документы о согласовании «особого акустического режима» аэропорту компании-застройщики «Геоком» и «Фирма Мосинтерстрой» не предоставили.
Но затем, видимо, сообразив, что судебного разбирательства по иску, поданному жителями Сходни во главе с Митволем, не избежать, гендиректор МАШ Михаил Василенко направил главе городского округа Химки Владимиру Стрельченко письмо, в котором говорилось о нарушении законодательства при строительстве высоток.
«В соответствии с пунктом 131 третьей главы федеральных правил использования воздушного пространства РФ просим обязать лиц, допустивших нарушения, за свой счет произвести снос незаконно построенных сооружений», — отмечалось в письме.
Двуличие господина Василенко в то время удивило многих наблюдателей. Первоначально глава «Шереметьево» уверял общественность в том, что высотные строения в Сходне угрозы ни для аэропорта, ни для местных жителей не представляют, а затем вдруг нашел «крайних», от которых потребовал снести здания.
В прошлом году разгорелся скандал и вокруг другой стройки МАШ, а именно, той самой третьей ВПП. Около двух тысяч жителей Подмосковья потребовали отселить их из зоны этого строительства. Жители коттеджных поселков Паршино, Дубровки, Лунево, Пикино и Перепечено потребовали также предоставить им компенсации для переезда, как минимум равные стоимости домов и участков. Жильцы написали письма президенту Дмитрию Медведеву, премьеру Владимиру Путину, в Генпрокуратуру, Минтранс, властям Московской области, в Роспотребнадзор и потребовали обнародовать суммы компенсаций и сроки переселения.
В своем ЖЖ Михаил Василенко тогда написал: «Я, как мне кажется, умею «отделять кислое от длинного», и отлично вижу, как на этой теме откровенно спекулируют. Спекулируют те, кто под шумок, уже отлично зная о будущем строительстве ВПП, купил землю и начал на ней строить, рассчитывая потом урвать куда большие деньги от государства», «А для людей, которые живут и работают на этой земле многие годы, я постараюсь сделать все, что в моих силах, чтобы защитить их права».
Как отметили блогеры, фактически господин Василенко заявил, что для старожилов у него есть один закон, для новоселов, «которые несли большие риски, вложив деньги в землю, где может быть, когда-нибудь, кем-нибудь, а может быть и не там, будет построена ВПП» - другой.
И хотя Михаил Михайлович считается чуть ли не самым открытым руководителем, ведущим собственный блог и не побоявшимся встретиться с известным правозащитником Алексеем Навальным*, в пух и прах разругавшим работу «Шереметьево». Но, по слухам, господину Василенко не простили те скандалы, в которых глава МАШ повел себя не самым лучшим образом.
В любом случае решать вопрос с кандидатурой руководителя аэропорта предстоит и Владимиру Путину: ведь именно он анонсировал слияние «Шереметьево» и «Внуково» до конца 2012 года. После этого правительство будет готово привлечь внешнюю управляющую компанию, выбрав ее в ходе международного конкурса. Даже если Михаил Василенко останется на своем посту после майского заседания совета директоров МАШ – у правительства остается возможность досрочного прекращения полномочий директора в случае привлечения УК.