Но при этом из под пера наших законодателей выходят удивительно странные проекты законов или принимаются такие же странные законы.
Вот, например, 5 октября 2010 года в первом чтении нижняя палата парламента приняла проект закона № 400715-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ…и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Непонятно только, как прекрасные помыслы в этих документах сочетаются со столь удивительным воплощением?!
В свете событий лета 2010 года, когда население центральной части России всем миром тушило пожары и появились зачатки сознательного добровольчества (волонтерства), принятие таких законов необходимо как воздух. Активная часть населения вдруг поняла, что государство не может защитить всех от стихийных бедствий и, самоорганизовавшись, защитила сама себя. Но вот незадача - добровольцы, потушив пожары, вдруг поняли, что государство не может и их защитить. Потому что в России не определен.
Пожарный доброволец этого лета – физическое лицо, самостоятельно приехавшее на пожар. Кстати, так к ним (добровольцам) и относились официальные власти уже горящих поселков или высокопоставленные чиновники МЧС, простые же «тушилы» были рады любой помощи. И вот, памятуя об этом, законодатели разродились еще одним «нежизнеспособным ребенком»: поправками к закону «о благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Чем «безвозмездный» отличается от «бескорыстного»? Статья 71 новоиспеченного шедевра гласит: «Доброволец осуществляет благотворительную деятельность от своего имени на основании заключенного между добровольцем и благополучателем гражданско-правового договора, предметом которого является безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя». Из этой статьи следует, что доброволец, желающий оказать помощь, например, в разборе завалов во время землетрясений или тушения пожаров, с которыми не справляются местная власть и госорганы, будет выполнять свою работу полностью за свой счет, потому, что организация, призвавшая его на помощь, не сможет даже оплатить его питание. Как трактует словарь слово «безвозмездный» - бесплатный, неоплачиваемый. То есть человек, пришедший на помощь, не должен не только питаться (а зачем?), но и, конечно, его не должны готовить к деятельности, страховать, освидетельствовать, обеспечивать экипировкой и т.д.
Неужели депутаты сознательно ввели такую норму в закон, чтобы избавить благотворительные общества и другие организации, пользующиеся услугами волонтеров, от излишних трат? А может парламентарии просто перепутали понятия? Правильнее было бы писать - «оказание услуг в интересах благополучателя должно быть на бескорыстной основе». Бескорыстный – чуждый корыстных интересов. Т.е., человек пришел помочь, у него нет интереса получить выгоду от оказания помощи. Но при этом организация, призвавшая его, может его кормить, обучать, одевать и прочее.
Кстати, это не противоречит ФЗ № 135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», поправки к которому и приняла Госдума в октябре. Там в ст.1 черным по белому написано «…под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц…по бескорыстному выполнению услуг…». И ст. 5 вышеуказанного закона так же указывает - «благотворители – лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах…бескорыстного…выполнения работ, предоставления услуг». Откуда всплыло слово «безвозмездный» вместо «бескорыстный»? Многие граждане, в том числе и авторы поправок в названный закон, предполагают, что эти слова – синонимы. И в вольном тексте их можно заменять, но текст закона не может терпеть таких вольностей. Одна ошибка способна отбить желание многих людей стать добровольцами. Логичнее было бы изменить формулировку на: «Добровольцы – физические лица, добровольно исполняющие государственные или общественные обязанности в форме бескорыстного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».
Благополучатель и благотворитель: найди различия
А теперь взглянем на ту часть статьи 71, которая касается заключения гражданско-правового договора между добровольцем и благополучателем. Итак, вернемся к словарю, на этот раз юридических терминов, в котором сказано, что «благополучатели – лица, получающие благотворительные пожертвования, помощь добровольцев». С кем должен пожарный доброволец, приехавший на место тушения пожара или на место завала, заключать договор? С населением горящего поселка или хозяином разрушенного дома? Как законодатели себе представляют этот договор – совершенно непонятно. Не проще и логичнее было бы заменить слово благополучатель на благотворитель (тот же словарь: благотворители - частные лица и организации, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах: бескорыстной передачи в собственность имущества, в т. ч. денежных средств, далее перечень, в который входит фраза «бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами»).
Всероссийское добровольное пожарное общество видит эту статью в такой редакции: «Доброволец осуществляет благотворительную деятельность от своего имени на основании заключенного между добровольцем и благотворителем гражданско-правового договора, предметом, которого является бескорыстное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя». Чем дальше в лес… Дальше – больше: пункт 3 статьи 71 все-таки собирается возмещать добровольцу расходы, связанные с исполнением им гражданско-правового договора. Господа, а как же «безвозмездное выполнение работ»? Получается, законодатели не просто подменили понятия, но и внесли противоречия в одну и ту же статью.
Пункт 3 гласит: договоры могут предусматривать возмещение следующих расходов…: наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплата средств индивидуальной защиты, уплата страховых взносов на добровольное медицинское страхование. То есть, то, что ранее было безвозмездным, вдруг сразу превращается все таки в «возмездное». А вот почему не предусмотрен пункт о возмещении затрат на обучение и подготовку -совсем непонятно?
Доброволец по этим поправкам может ухаживать за инфекционными больными, ликвидировать чрезвычайные ситуации непосредственно оторвавшись от компьютера в своем офисе. Он ведь все умеет и без обучения, ну, на крайний случай, есть Интернет, который научит не только капельницы ставить, но и как собрать ядерную бомбу. В очередной раз логичнее добавить в текст этого пункта наравне с наймом жилья и прочим несколько слов «возмещение…на подготовку и обучение».
Богатенький Буратино
Взглянем теперь на тот же 3-й пункт все той же седьмой статьи, текст которого гласит: «возможность возмещения понесенных добровольцем расходов». Иными словами доброволец за свои «сольди» должен добраться до места назначения и обратно, снять там жилье, поесть, оплатить медстраховку и т.д. И лишь после того, как он осуществит свою добровольческую деятельность, он по своему гражданско-правовому договору может потребовать и получить возмещение своих расходов. Если отвлечься от увлекательно чтения законопроекта и посмотреть статистику, то в России, как правило, добровольцами становятся студенты, неработающие граждане, пенсионеры и прочие категории граждан, не являющиеся даже «средним классом».
Как пелось в известной песне: «Где деньги, Зин?»
Таким образом, если следовать этому законопроекту, те люди, которые могли бы исполнять добровольческую миссию, скорее всего, откажутся от этого. Но, с другой стороны, и оплачивать заблаговременно деятельность добровольца для организации проблематично, поскольку тяжело определить сумму возмещения, а выдавать деньги под отчет человеку, не работающему на организацию, запрещено законодательно. Выплата же аванса в случае заключения безвозмездного гражданско-правового, не предусмотрена вовсе. А ведь выход есть. И на него указывают статья 27 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и статья 12 ФЗ-82 «Об общественных объединениях».
Эти законы позволяют гражданам, объединившимся в порядке самоорганизации по месту жительства под эгидой муниципалитета и общественных объединений, реализовать не только свои желания стать добровольцем, но и получить возмещение расходов, а также компенсации за добровольческую деятельность, если человек оказывает ее в период рабочего времени. Не исключены и преференции муниципалитетов в виде медицинской страховки, возможности льготной заготовки дров на зиму, грубых кормов и др., что весьма актуально для сельской местности.
Что-то намудрили господа законодатели в очередной раз. Фраза «Хотели как лучше» в нашей стране не работает. При внимательном прочтении этого законопроекта видно, что люди, писавшие его, не обращались за помощью к организациям, занимающимся добровольцами, и плохо знали уже имеющиеся и действующие законы. Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО) уже 50 лет привлекает добровольцев к тушению пожаров и не понаслышке знает все проблемы добровольчества, потому что регулярно с ними сталкивается. Все вышеописанные замечания к законопроекту выдвинуты именно специалистами ВДПО.