18+
  1. Вконтакте: революция в стакане воды?

Вконтакте: революция в стакане воды?

Вконтакте: революция в стакане воды?
Традиция писем «на деревню дедушке», похоже, не умрет на Руси никогда. На прошлой неделе в роли коллективного Ваньки Жукова выступили пользователи сети Вконтакте.

Они попросили Дмитрия Медведева защитить их от нападок медиамагнатов и принять закон, легализующий свободное распространение интернет-контента. Кому же выгоден конфликт между правообладателями и популярной социальной сетью?

«Нужно или запретить Интернет в том виде, в котором он существует, или согласиться с тем, что он такой, какой есть. Мы не поддерживаем настоящих пиратов, зарабатывающих на продаже нелицензионных продуктов. Но, в то же время, мы хотим свободно и бескорыстно обмениваться музыкой и видео. Делать это на удобных платформах социальных сетей, а не подпольно. Выложить в социальную сеть файл — все равно, что дать почитать книгу друзьям. Только в сети друзей тысячи. И это нельзя запретить. Так пусть наша страна станет первой, которая отразит это в своих законах», - утверждают авторы послания, под которым уже «подписались» более 45 с половиной тысяч человек.

Гнев «вконтактеров» вызвали заявления гендиректора компании Amedia, продюсера сериалов «Бригада», «Бедная Настя», «Не родись красивой» Александра Акопова. Выступая в прошлый четверг на «круглом столе» по проблемам борьбы с интернет-пиратством, главный мыловар страны назвал пользователей социальной сети «уголовниками».

«Эти соучастники известны, но 30 миллионов посадить в тюрьму нельзя, а 10 тысяч – можно. Мы в состоянии подать иск от лица 22 крупнейших компаний к сети Вконтакте», — заявил Акопов. Ущерб, нанесенный «пиратами» медиабизнесу, он оценил в $100 млн. Руководство Вконтакте вместе с Павлом Дуровым ответило на этот пассаж вступлением в группу с символичным названием «Партия Пиратов». Среди ее членов засветился и депутат Государственной Думы Константин Рыков.

Отечественные «пираты» рассчитывают собрать более 10 тысяч подписей и подать коллективный контр-иск против господина Акопова по защите чести и достоинства. Если говорить о сути конфликта, она на поверхности: пользователям удобнее и проще получать видео, музыку, книги, игры и софт бесплатно и быстро. А для правообладателей это означает не только упущенную прибыль, но и опасность в перспективе полностью разориться. Особенно болезненно переживают этот процесс телеканалы и производители телепродукции, которым трудно смирится с повальным бегством аудитории в Интернет.

«Правда, к которой рано или поздно будут приходить эти две стороны – серьезное понижение стоимости контента и крайнее удобство и доступность возможности быстро купить контент легально. Ведь, сейчас, как известно, вопрос не только в том, хочет ли пользователь платить за тот или иной фильм или песню, а в том, как он может быстро получить его легально. Также быстро, как при скачивании с пиратских сайтов или торрентов», - сказал «Веку» интернет-аналитик Максим Спиридонов.

Защитники интеллектуальной собственности обречены, считает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. «Принцип частной собственности, по крайней мере, в его нынешней форме, несовместим с новыми технологиями. Если им удастся победить полностью, это в значительной степени станет концом Интернета. Но такое, конечно, невозможно. А так – люди всё равно найдут способ обмениваться файлами. Если есть текст или файл и есть технология копирования, невозможно запретить людям его копировать», - отмечает эксперт.

Напомним, ранее с Вконтакте по факту нарушения авторских прав судилась ВГТРК, но иск проиграла. Суд посчитал, что социальная сеть не может нести ответственности за действия всех своих пользователей. Популярному файлообменному сервису torrents.ru повезло меньше. По решению Генпрокуратуры он прекратил работу в Рунете и эмигрировал в доменную зону .org. Ни в том, ни в другом случае запредельного ажиотажа не наблюдалось.

Источники «Века» утверждают, что у нынешнего скандала есть второе дно – политическое, кивая при этом на уже упомянутого Константина Рыкова, от которого тянется прямая ниточка к могущественному заместителю главы президентской администрации Владиславу Суркову. Почему серьезные дяди из ЕдРа вдруг решили примерить на себя пиратские треуголки, объяснить несложно.

С одной стороны, мы видим, как теряют очки «старые» прокремлевские молодежные организации вроде «Наших», «Молодой гвардии» и «Румола». Бороться с олигархами, «несогласными» и писателями уже не модно. Судорожные попытки произвести на свет новую повестку дня упираются в тупик творческой импотенции. В то же время прямо под боком растет и ширится стихийное движение «Даешь халяву!», с которым неосознанно идентифицирует себя каждый второй (если не каждый первый) пользователь Рунета. И в мейнстриме этого движения идут как раз социальные сети. Тут как раз тот самый случай, когда если не можешь подавить революцию, нужно ее возглавить.

Борьба с копирайтом – тема безусловно горячая, но с демонстративной законопослушностью «единороссов» она согласуется слабо. Однако ради 40 млн. потенциальных избирателей на такой когнитивный диссонанс можно закрыть глаза. Для сурковского стиля молодежной политики «стоять чуть-чуть вне закона» уже давно стало фирменным знаком. Взять хотя бы эксперименты по приручению правого электората («Русский марш») или последний перформанс «нашистов» с расклейкой автостикеров против неправильной парковки. Главное – правильно расставить акценты. Вроде и пираты, но пираты в доску свои, с королевским патентом в кармане. Вроде и за свободу, а идеологический тренд прежний, нашистско-молодогвардейский.

Разве что Каспарову с Лимоновым пришлось посторониться в очереди антигероев нашего времени, пропуская вперед Акопова. То есть, вроде как и «против», но в общем и целом очень даже «за». Помните классическую разводку образца девяностых? Сначала на ларек накатывают «отморозки» с воплями «Всех убьем! Всех зарэжем!». Потом из ниоткуда возникают ангелы-хранители: «У вас проблемы, ребята? Не вопрос, порешаем, но за это… и т.д.» Похоже, здесь разыгрывается та же нехитрая комбинация под названием «защита в обмен на лояльность». А лояльность крупнейшей социальной сети может понадобиться Кремлю очень скоро. В 2011 году мы выбираем Госдуму, а еще через год – выборы президента.