18+
  1. Наигрался в «самолеты» - поиграет в «городки»?

Наигрался в «самолеты» - поиграет в «городки»?

Наигрался в «самолеты» - поиграет в «городки»?
Не успели еще остыть обломки рухнувшего мегапроекта «Росавиа», как Сергей Чемезов вновь рвется «порулить» чем-нибудь масштабным. Теперь глава «Ростехнологий» просит Владимира Путина назначить его главным ответственным за модернизацию моногородов.

Очевидно, проект стоимостью в несколько миллиардов бюджетных рублей крайне необходим руководителю госкорпорации, обремененной гигантскими долгами и репутацией «бизнес-неудачника». Впрочем, вручать судьбу 17 млн. жителей трех с лишним сотен российских «городов-заводов» в руки человека, окончательно упустившего «АвтоВАЗ», было бы слишком необдуманно.

Многострадальные города, жизнедеятельность которых зависит от работы одного предприятия (а это уже давно – головная боль отечественной экономики), могут стать «яблоком раздора» на высшем политическом уровне. Как сообщает интернет-портал Slon.ru, в распоряжении которого оказалось письмо Сергея Чемезова премьер-министру Владимиру Путину, глава «Ростехнологий» предложил свои услуги в деле по спасению моногородов, на реализацию которого из бюджета выделено 10 млрд. рублей.

Претендуя на роль координатора этой программы, господин Чемезов, однако, не слишком поработал над аргументами. Он указывает, что многие градообразующие предприятия моногородов входят в состав ОПК, на котором специализируется его госкорпорация. Кроме того, говорится в письме, компания «Ростехнологии» «активно развивает современные направления», сформировала «соответствующие интегрирующие структуры» и отработала «механизмы финансовой помощи организациям». Между тем, в правительственном списке проблемных моногородов сейчас значится 335 населенных пунктов, и лишь в 15 из них градообразующие предприятия входят в состав «Ростехнологий» или «дочек» госкорпорации. Вряд ли пятипроцентную долю участия в огромной проблеме можно считать достаточным подтверждением квалификации «спасителя моногородов».

«Желание «порулить» бюджетными деньгами абсолютно понятно и не должно вызывать удивления. С точки зрения бизнеса Сергей Чемезов действует прагматично и правильно. То есть там, где есть возможность подзаработать, получить дополнительные средства – туда он и заявляется. Другое дело – должна быть обоснованность этих притязаний. Оправданными такие запросы могут быть, если бы большинство городов были бы связаны как раз с «Ростехнологиями». Но, несмотря на то, что эта госкорпорация очень диверсифицированная, все-таки моногорода – это, прежде всего, не «Ростехнологии». И не такая уж значительная часть предприятий, принадлежащих ГК, являются градообразующими вот в этих трех с лишним сотнях городов. Так что, даже эта прагматичная тактика выглядит пока не слишком убедительно, а запросы, мягко говоря, представляются завышенными», - заявил «Веку» директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Впрочем, на безрыбье и глава «Ростехнологий» – профессионал, считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Даже, если мы все дружно считаем Чемезова плохим менеджером, иметь плохого менеджера – это лучше, чем не иметь никакого. Руководитель «Ростехнологий» так и так сталкивается с проблемой моногородов. И если со стороны государства за них не будет отвечать никто, Чемезову будет плохо. И это (претензии на роль координатора – ред.), в определенной степени, акт самозащиты», - говорит политолог.

Однако, по мнению президента Института национальной стратегии Станислава Белковского, все гораздо проще – Сергей Чемезов хочет стать рулевым проекта лишь для того, чтобы получить в свое безраздельное распоряжение огромные бюджетные средства, которые будут выделяться в ближайшие годы на решение вопроса моногородов. Поскольку это острейшая проблема российской экономики, то и степень внимания к этой проблеме будет весьма высокой. Иными словами, это то, на чем «Ростехнологиям» можно будет заработать еще, ведь топ-менеджеры госкорпорации уже «завалили» несколько крупных проектов.

Действительно, Чемезову ли спасать города, когда в спасении нуждаются сами «Ростехнологии»? На ноябрь 2009 года, по словам Чемезова, в ГК входили 439 предприятий. А двумя месяцами ранее его заместитель Алексей Алешин говорил, что большинство из них – далеко не в лучшем состоянии: около 30% близки к банкротству, а 50% испытывают финансовые затруднения.

Чудо-управленцы «Ростехнологий», которым доверили российское автомобилестроение и авиацию, уже продемонстрировали полное отсутствие профессионализма. В резюме господина Чемезова можно включить весьма громкие и ударившие по госказне проекты. Вспомним, что подконтрольное ГК градообразующее предприятие «АвтоВАЗ» - «черная дыра», поглотившая $823 бюджетных миллиона, больше не может гарантировать жителям моногорода рабочие места. В результате мы имеем проект переселения тольяттинцев, привыкших к терпимым климатическим условиям, на мрачный север в Тихвин, где производятся комплектующие для железнодорожных вагонов, а скоро будут выпускаться и вагоны целиком.

Или авиационный мегапроект корпорации «Ростехнологии», нахватавшей под него акции государственных авиакомпаний и решившей зачем-то создать мощнейшего конкурента «Аэрофлоту». В итоге авиационные активы повисли на ГК тяжким грузом, после долгих мучений их решили передать тому же «Аэрофлоту», а «Росавиа» не взлетит уже никогда. Впрочем, видимо, Сергею Чемезову, как давнему другу Владимира Путина, выписан очень большой кредит доверия. Ему даже дали «поиграть в самолетики», учитывая, что «Росавиа» заведомо не была не нужна никому, кроме главы «Ростехнологий». А финал подобных историй вполне закономерен.

«Теперь вот Сергей Чемезов хочет поуправлять моногородами. Однако уровень и качество менеджмента в ГК для всех очевиден. Это показали не только крах проекта «Росавиа», но и судьба «АвтоВАЗа», которая с каждым месяцем пребывания под контролем «Ростехнологий» становится все более плачевной. Поэтому ясно, что ожидать эффективного решения проблемы моногородов от Чемезова не приходится», - сообщил «Веку» Станислав Белковский.

Владимир Путин, как стало известно, письмо Сергея Чемезова прочел и рекомендовал своему первому заму и ответственному за спасение моногородов Игорю Шувалову предложение Чемезова «проработать». Впрочем, по некоторым данным, на этот проект претендует и другая госкорпорация – «Внешэкономбанк», через которую должны будут распределяться выделенные на поддержку моногородов средства. Да и координаторы в Белом доме – Минрегион и Минпромторг – считают, что «Ростехнологии» хороши как партнер, на котором действительно завязаны многие моногорода, но это не повод передавать ГК функции правительства и местных властей. Под каждый город должен быть свой проект – единый госзаказчик здесь не требуется.

Фигура Сергея Чемезова, к примеру, может отпугнуть инвесторов, скорее предпочитающих работать напрямую с властью, чем с госкорпорациями. Но, главное, такой «спаситель» может вызвать большое недовольство у населения моногородов, переживающего не самые лучшие времена. И даже личная поддержка премьер-министра может оказаться слабее народного гнева.

«Я полагаю, что у таких менеджеров, как Сергей Чемезов, нет политического сознания. Им кажется, что Владимир Путин прикажет населению, и оно успокоится, - считает Станислав Белковский. - Во всяком случае, сегодня для руководства «Ростехнологий» гораздо важнее получить новые источник больших бюджетных денег, и в этой связи о социальных негативных последствиях оно не задумывается. К тому же, я полагаю, известные нам результаты управления несколькими предприятиями, которые уже находятся под контролем ГК, таковы, что нужно срочно затыкать зияющие «финансовые дыры»».

Политолог предполагает: возможно, что новые источники денег «Ростехнологиям» необходимы и для этих целей. Ведь деньгами можно заткнуть эти «дырки» раньше, чем кто-то узнает об их существовании и прежде чем случится большой публичный скандал.

Последние новости
<