По словам замглавы Госавтоинспекции Владимира Кузина, новыми правилами категорически запрещается оставлять детей младше семи лет одних в салоне автомобиля. Если подобный случай будет выявлен сотрудниками Госавтоинспекции либо информация по данному факту поступит из других источников, водитель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 12.19 КоАП («Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств»).
Автолюбителям, совершившим данное правонарушение в городах федерального значения, Москве или Санкт-Петербурге, будет грозить штраф в 2,5 тыс. рублей.
Кузин заявил, что заниматься перепроверкой возраста не планируется. Руководство ведомства считает, что взрослые, осуществляющие перевозку детей, «люди честные».
Новые правила также дают право перевозить ребенка от семи лет на заднем сиденье автомобиля или в кабине грузовой машины, где предусмотрены ремни безопасности, как в автокресле, так и с использованием ремней безопасности. При этом на переднем сиденье легкового автомобиля ребенка можно перевозить, как и прежде, только с использованием детского автокресла, которое соответствует его весу и росту.
В Госавтоинспекции призывают исходить из соображений безопасности при перевозке детей и использовать автокресла даже после достижения ими семилетнего возраста. Впрочем, в ведомстве признают, что возможны и исключения, когда целесообразным будет использование не детского автокресла, а штатных ремней безопасности.
Еще одним нововведением стал запрет на перевозку детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла. Ответственность за подобное правонарушение предусмотрена статьей 12.23 КоАП («Нарушение правил перевозки людей»), которая предполагает штраф в 3 тыс. рублей.
Стоит отметить, что никаких оговорок на счет поездок в такси в ПДД нет, а это подразумевает, что такси будут подчиняться общим требованиям в вопросе перевозки детей. Таким образом, заказывая машину, следует предупреждать оператора о том, что потребуется автокресло, уточнив возраст ребенка, чтобы таксомотор был оснащен подходящим фиксирующим устройством.
Новые правила, уверены в ГИБДД, будут способствовать предотвращению возможности оставления детей в опасности.
Одной из причин принятия новых правил стали случаи, когда дети, оставленные в машине без присмотра родителей, попадали в опасные ситуации. Так, в сентябре 2016 года в Москве эвакуатор увез автомобиль, внутри которого находились дети в возрасте двух и трех лет. Водитель не заметил детей из-за затонированных стекол. В отношении родителей было возбуждено уголовное дело по ст. 125 УК РФ (оставление в опасности).
Поправки также объясняются заботой о безопасности участников дорожного движения. В ГИБДД ссылаются на результаты экспертиз, которые доказали, что все «иные средства» для перевозки детей, которые ранее разрешались к использованию, не способны обеспечить безопасность ребенка в случае аварии. Более того, они не только не защищают ребенка, а, наоборот, лишь подвергают его жизнь и здоровье дополнительной опасности. Правда, часть юристов утверждает, что исследований на тему безопасности при перевозке ребенка в детском автокресле на самом деле почти не было.
Впрочем, в ГИБДД настаивают на том, что детские удерживающие устройства позволяют на 80% снизить риск травмирования детей в возрасте до четырех лет, а детей в возрасте от пяти до девяти лет — на 52%.
Вместе с тем на фоне общего снижения числа аварий в России в ГИБДД отмечают резкий рост детской смертности в ДТП с начала года. За первые шесть месяцев в авариях погибли 182 ребенка, что почти на четверть больше, чем за тот же период прошлого года. Также выросло, пусть и не так существенно, количество самих аварий с тяжкими последствиями, а также число травмированных в ДТП детей.