Выставки недели: «Отар Иоселиани» & «Детство Богов»

Сегодня вечером в московской галерее «Дом Нащокина» состоится торжественное открытие выставки «Отар Иоселиани»с участием самого мастера. А в минувший понедельник в галерее Pop/off/art открылась выставка Олега Артюшкова «Детство Богов».

Выставка Иоселиани в день открытия соберет весь бомонд

Сегодня, 27 марта, в галерее «Дом Нащокина» (Воротниковский пер., 12.) состоится открытие выставки «Отар Иоселиани». Вечером заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, лауреат премии имени А. Тарковского, кавалер Ордена Почетного легиона и прочих регалий лично посетит данное мероприятие. Специально для этого несколько дней назад самолетом из Парижа Иоселиани прилетел в Москве.

Основой для экспозиции выставки стали раскадровки фильмов самого Отара Иоселиани. Их в архиве режиссера довольно много, и все рисунки разных лет. По словам мастера, выставляться они будут впервые! Кроме того, были подготовлены фотографии рабочих моментов съемок его картин и старые афиши фильмов. «Мне бы хотелось, чтобы эта выставка рассказала о том, как делается кино, из чего рождается фильм. Я рад пригласить в «Дом Нащокина» всех, кому это интересно», - подытожил Отар Иоселиани.

Реклама на веке

Итак, сегодня вечером в галерее «Дом Нащокина» (Воротниковский пер., 12.) состоится открытие выставки «Отар Иоселиани», которая продлится до 11 мая.

НАША СПРАВКА:

Отар Давидович Иоселиани родился 2 февраля 1934 года в Тбилиси (Грузия). Он учился на механико-математическом факультете Московского государственного университета. В 1965 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская А. Довженко). В 1962 году Иоселиани поставил короткометражную ленту «Апрель», а в 1964 году снял документальный фильм «Чугун». За свой первой полнометражной фильм «Листопад» (1966), Иоселиани был удостоен в Каннах приза ФИПРЕССИ и приза Жоржа Садуля за лучший дебют. В 1971 году на экраны вышел фильм «Жил певчий дрозд», а в 1976 году режиссер поставил картину «Пастораль», получившую приз ФИПРЕССИ на Берлинском фестивале.

С начала 1980-х годов Отар Иоселиани работает во Франции, там он снял нескольких документальных и короткометражных картин, в частности, в 1984 году - фильм «Фавориты Луны», который был удостоен на Венецианском кинофестивале Специального приза жюри. Этой же премией были отмечены еще два фильма Иоселиани — «И стал свет» (1989) и «Разбойники. Глава VII» (1996). А в 2006 году Отар Иоселиани вынес на суд зрителей свой новый фильм «Сады осенью». Сейчас режиссер работает над сценарием к своему новому проекту «Дилетанты».

У них не было детства

В понедельник в галерее Pop/off/art (адрес: ул. Радио, 6/4) открылась выставка Олега Артюшкова «Детство Богов».

«Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой…» - почему-то этот стишок всплывает в памяти при виде фарфоровых пупсов из проекта «Любой громовержец был когда-то трогательным и беззащитным, любой монстр - белым и пушистым». В фотографиях Артюшкова, классически солидных, академически выстроенных, все - тоже белое и пушистое. Роскошного качества печать, тонкая игра света и тени, продуманная композиция, выверенные пропорции. Прелестные малыши резвятся на смутно-облачном фоне. Что именно они там делают, не вполне ясно: в кадре только интригующие фрагменты фигур, но общее впечатление чего-то невинно-извращенного, двусмысленно-томного. Это искусство того сорта, о котором античный автор сказал бы: «о приятном приятно».

Но приятность эта обманчивая. Время и место, которому принадлежат фарфоровые пупсы - Германия, 30-е годы. Замечено: чем страшней эпоха, тем слащавей бытовые образцы ее искусства. Мирным обывателям надо же отдохнуть душой посреди великих свершений. Нужны игрушки и безделушки, нечто очаровательно-хрупкое, умилительно-миниатюрное, утешительно-пошлое, - но в то же время, для уважающего себя бюргера - подкрепленное солидным культурным background’ом.

Пупсы тоталитарной эпохи восходят, естественно, к античности. Заметим, там они обладали совсем недетскими чертами. Маленький Купидон внушает страсть, поражая цель оружием. Геркулес в колыбели удушает змей. Он же чудовищно стискивает грудь кормилицы, создавая Млечный путь. Атрибуты божественных младенцев древности – вожделение и насилие. (Младенцам человеческим миф отводит роль жертв: то их убивает собственная мать, то бросают в лесу на милость волков, то спускают в корзинах по рекам, то просто поголовно избивают. Если выпутался – значит, все-таки Бог).

В Третьем рейхе античная скульптура, пропущенная через сито барокко, рококо и бидермейера, обмельчала и приобрела черты не то что игрушечные – кондитерские. Голенький мальчик дразнит собачку, голенькие мальчики возятся с мячиком, голенький мальчик балуется с козленком… Чуть-чуть зоофилии, немножко педофилии, самая малость садо-мазохизма и гомоэротики… Губки, реснички, пальчики, щечки, пухлые ягодички, микроскопические членики…

Разгоняя отпечатки фотографий до сверхчеловеческих масштабов, Олег Артюшков возвращает безделушкам тоталитарной поры подзабытое величие Большого стиля, соблазнительное и грозное.

А мы и так все помним, мы все, конечно, помним…

Выставка Олега Артюшкова «Детство Богов» будет открыта в галерее Pop/off/art (ул. Радио, 6/4) до 19 апреля 2008 года.

Реклама на веке
Умер Народный артист России и актер Малого театра Виктор Павлов Новый роман Сергея Минаева Media Sapiens-2