Попробуйте представить себе сегодняшний мир финансов и вы непременно представите человека в костюме и в офисе. Однако, теперь будущее мира финансов формируется на переоборудованных складах умными молодыми люди в джинсах и футболках с надписями с ноутбуками, которые потягивают латте и питаются бесплатными продуктами.
При этом они зарабатывают большие прибыли, бросают вызов действующим институтам и их бизнес-моделям, и будят большой интерес среди инвесторов, которые начинают считать, что технологии и интернет вскоре навсегда изменят мир финансов и банкинга.
Для некоторых это может звучать как реклама, особенно для тех, в чьей памяти еще свежи воспоминания о невыполненных обещаниях интернет-банкинга периода расцвета доткомов, или для тех, кто вспоминает ранние заявления Билла Гейтса, одного из основателей Microsoft, который говорил, что банки это динозавры мира финансов. Тем не менее, темпы роста отдельных таких финансовых стартапов дают основания для новых ожиданий.
Возьмите, например, Xoom, компанию из Сан-Франциско, которая была основана не более чем десятилетие назад. Она специализируется в отправке через границы небольших сумм денег. Собирая деньги в Интернете, и используя технологии для минимизации мошенничества, компания получает возможность принимать меньшие сборы, чем те, что взимают традиционные компании-отправители денег, такие как Western Union, которым приходится удерживать сеть агентов для того, чтобы собирать и распределять наличные.
Акции компании более чем в два раза выросли в своей стоимости с момента размещения их на IPO в начале этого года. Сейчас компанию оценивают более чем в $ 1 млрд: огромная цифра для фирмы, которая показала всего 80 млн долларов выручки и $ 5 млн чистого убытка за 2012 год. Из-за проблемы с методологией оценки, которая использовалась до того, как лопнул пузырь доткомов в 2001 году, акции компании сейчас оценивают не в отношении ее доходов или даже ее доходов, а в отношении к траектории ее роста.
В Великобритании похожий интерес привлекает компания Wonga, еще более молодая фирма, которая специализируется в предоставлении краткосрочных кредитов по невероятным процентам. Деятельность фирмы является контраверсионной: она занимает ту же нишу на рынке, что и компании, выдающие авансовые платежи. Сам архиепископ Кентерберийский, не кто-либо другой, заявил, что хочет использовать церковные кредитные союзы, чтобы выжить Wonga с рынка. Однако Wonga продолжает быстро расти благодаря простой технологии и разумным методам анализа массы данных, включая сколько времени клиенты тратят, находясь на сайте компании. Эта позволяет принимать кредитные решения за считанные секунды. Время, которое проходит между подачей клиентом заявки на кредит и получением денег в банке компании определяется считанными минутами.
Эксперты этой отрасли экономики считают, что Wonga стоит более 1 млрд фунтов стерлингов ($ 1,5 млрд), если речь идет о публичном выходе на рынок. Доходная маржа работы компании подтверждает правдоподобность этого. В 2011 году фирма заработала прибыль до налогообложения в размере £ 62 млн, на доходы в размере £ 185 млн.
Ажиотаж вокруг этих компаний заставил представителей венчурного капитала (ВК) бороться за то, кто первым найдет следующую Wonga или Xoom. "Я получаю два или три звонка в неделю от представителей ВК", - говорит Майкл Кент, директор Azimo, Интернет-фирмы из Лондона, которая занимается пересылкой средств.
Несколько факторов в течение последних нескольких лет способствовали подъему "фин-тек" фирм. Сначала был финансовый кризис, который начисто уничтожил доверие к банкам. Из-за него несколько лет процентные ставки были рекордно низкими. Это толкало вкладчиков на то, чтобы искать направление для получения более высоких доходов для своих сбережений. Это способствовало развитию взаимного кредитования, например, появление Lending Club - американской фирмы, которая предоставляет платформу, где инвесторы могут кредитовать заемщиков. Компания в недавно преодолела показатель в $ 2 млрд выданных кредитов.
Будущие планы
Рост клауд-вычислений (термин, означающий предоставление через интернет программного обеспечения и других услуг) снизило стартовые барьеры для технологических компаний. Это работает во многих сферах бизнеса, но особенно мощной силой обладает в сфере финансовых услуг, являющейся сугубо цифровой отраслью, где большинство денег существуют в виде битов и байтов в компьютерах, а не в виде банкнот и монет.
Способствует этому также глобализация. Партнер венчурной компании Accel и директор Wonga Сонали Райкер указывает на то, что сначала компания развивалась получая большую часть своих программ от разработчиков из украинской столицы - Киева.
Распространение смартфонов также поспособствовало развитию технологических стартапов путем создания условий для формирования новых способов предоставления или получения оплаты. Например, компания Square в Америке или iZettle в Европе производят дешевые кард-ридеры для кредитных карт, подключенными к смартфонам и позволяют продавцам принимать карточные платежи. Их стоимость невелика отчасти потому, что клиенты уже имеют сложные компьютеры в своих карманах.
Появление "больших данных" - термин, используемый достаточно свободно для описания компьютерной программы, которая очень быстро анализирует массу информации, ища одинаковые образцы или корреляции, о которых люди даже не догадываются - это еще один фактор. Обработка данных помогает таким фирмам как Wong и американскому стартапу Zestcash менять традиционные методы принятия кредитного решения.
Несмотря на все свои многообещающие перспективы, фин-тек фирмы продолжают сталкиваться на своем пути с огромными барьерами. Главным среди них является завоевание доверия своих клиентов. Не нужно ощущать большого доверия к компании, чтобы заказать у нее книгу в Интернете. Однако требуется большое доверие, чтобы отдать свои сбережения или управление своей финансовой жизнью новой компании, которая, кажется, существует только на экране компьютера или смартфона.
Самир Десаи, исполнительный директор и соучредитель британского союза взаимного кредитования Funding Circle, специализирующаяся на финансировании малого бизнеса, говорит, что его самой большой проблемой является повышение осведомленности среди заемщиков. "Менее 1% предприятий слышали о взаимном кредитовании, или даже не знают о существовании альтернативы банкам", - отметил он.
Еще одна проблема исходит от ограничения этих бизнес-моделей. Союз взаимокредитования Zopa (в которую ваш корреспондент вложил £ 50 на исследование) не имеет возможности обеспечить своим вкладчикам безопасность застрахованных депозитов и гарантии, что они смогут забрать свои деньги, когда они этого захотят.
Это делает их гораздо менее рискованными для регуляторов, поскольку они не могут страдать от изъятия вкладов, но менее полезными для клиентов, которые хотят долгосрочные ипотечные кредиты, а также мгновенный доступ к их денежных средствам. В ближайшие годы "фин-тек" заберут много бизнеса из банков. Другим делом будет замена обычных банков этими фирмами.