Yandex N.V. получит часть денежной оплаты в рамках продажи «Яндекса» в юанях - эквивалент 230 млрд. рублей, а общий же размер сделки в рублях составит 475 млрд. рублей. С этого момента Yandex N.V. перестанет быть головной компанией группы, а основным владельцем станет закрытый паевый инвестиционный (ЗПИФ) «Консорциум. Первый» во главе с менеджерами «Яндекса». Важно, что по-прежнему остается широко открытым окно возможностей для продолжения проектов международного бизнеса «Яндекса» за рубежом, поскольку ни один из пайщиков ЗПИФ «Консорциум. Первый» не находится под санкциями.
На сайте самой компании сообщается, что в соответствии с требованиями комиссии по контролю за иностранными инвестициями окончательная сумма сделки учитывает дисконт (не менее 50% от рыночной стоимости). Примечательно, что уже до 31 июля текущего года Yandex N.V. должна будет не только сменить название, но и прекратить использовать бренды «Яндекса».
В экспертном сообществе произошедшее событие называют «очень крутой сделкой», обосновывая это тем, что сначала голландская Yandex N.V., владелица ООО «Яндекс» (ООО «Яндекс» и есть операционная компания, которая всем «рулит»), создает МКАО «Яндекс» в Калининградской ОЭЗ и именно эта компания становится собственником ООО «Яндекс» (плюс еще «кое-что по мелочи», например, 100% ООО «Технояк» и 49% ООО «Яндекс ДЦ»). После этого, напоминают эксперты, уже МКАО «Яндекс» продается с дисконтом 50% «группе инвесторов», но при этом представители МКАО «Яндекс» получат гарантированные шесть из десяти мест в совете акционеров, два места будет за менеджментом и еще два - за остальными инвесторами (возможно, тут и будут работать иностранные специалисты). По сути, «Яндекс» с дисконтом в 50% от рынка перешел под российскую юрисдикцию, и большой плюс в том, что Yandex N.V. опять же должна будет убрать само это название и перестать его использовать, подводят итог этой сделки аналитики.
«Слухи о национализации «Яндекса» не оправдались, - заявил СМИ декан факультета права Высшей школы экономики, член Регионального общественного центра интернет-технологий Вадим Виноградов. - По сути, для компании ничего не поменяется. «Яндекс» остается частной, независимой и публичной компанией, ни у кого из совладельцев акций нет контролирующего пакета. Крупнейшая доля компании принадлежит менеджменту. Менеджеры компании получили новые полномочия, будут и дальше управлять компанией, они будут совладельцами «Яндекса» и войдут в группу частных инвесторов. Вся команда менеджмента и генеральный директор остаются прежними».
По словам Виноградова, для нашей страны это тоже важно, потому что «Яндекс» становится «примером» крупной частной технологической компании, которая может успешно развиваться в самой России и «конкурировать» с зарубежными платформами и технологиями. Немногие частные компании в нашей стране обладают «столь известным за рубежом брендом», и это станет новым этапом развития «Яндекса» и важнейшим решением для России, считает эксперт.
Отметим, что до конца нынешнего года «Яндекс» сохранит бизнесы, сервисы и активы группы Yandex N.V., правда, за исключением таких зарубежных стартапов, как Avride, Nebius, TripleTen и Toloka, а также дата-центра, базирующего в Финляндии. Примечательно, что Yandex N.V. сохранит ограниченные права на использование части технологий «Яндекса». Сообщается, что сами акционеры Yandex N.V., а также регулирующие органы должны согласовать сделку по продаже бизнеса «Яндекса».
«Это важное решение для нашей страны, - считает Виноградов. - В результате сделки весь бизнес и технологии «Яндекса» остаются в российской юрисдикции. Россия удерживает за собой статус государства с самостоятельной IT-отраслью, собственным поисковиком мирового уровня, современными собственными сервисами такси, доставки и т.д.»
По его словам, далеко «не каждая страна в мире» обладает таким набором своих цифровых инструментов, и далеко не каждая российская компания имеет перспективные проекты за рубежом. Дальнейшее развитие «Яндекса» в РФ удержит в компании и стране «огромное количество» IT-специалистов и даст стимул для получения соответствующего образования новым поколениям, уверен эксперт.
«Яндекс» сохранил и продолжает наращивать свои лидирующие позиции на таких российских рынках, как поисковая система, цифровая рекламная система, разработка и внедрение искусственного интеллекта, нейросети, голосовые помощники, машинное зрение и беспилотный транспорт, VR, устройства умного дома и многие другие передовые технологические направления», - отметил Виноградов.