Ведь украинский премьер не зря выразился так обтекаемо. То, что есть возможности для продолжения работы в формировании Единого экономического пространства, вовсе не означает, что Украина пойдет по этому пути до конца.
16 августа в Сочи в рамках неформального саммита лидеров стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) проходят российско-украинские переговоры на уровне глав правительств. Украину, имеющую в ЕврАзЭс статус наблюдателя, на них представляет новый премьер-министр Виктор Янукович. Он совершает свой первый зарубежный визит после назначения на эту должность.
В центре дискуссии, разумеется, оказался вопрос поставок газа на Украину. Мы будем рассматривать вопрос вместе с нашими российскими партнерами, - подчеркнул Виктор Янукович. На 2006-ой год мы ничего менять не будем, но если можно будет уменьшить цену на газ, то к этому надо стремиться. Откровенно говоря, если нам удастся снизить цену хотя бы на доллар, это уже будет достижение. Однако Кремль уже дал понять, что перспектив у пересмотра газовых соглашений нет. Именно так можно интерпретировать заявление неназванного источника в администрации президента о нежелательности межправительственных переговоров по поставкам газа. Эту проблему, по мнению российской стороны, Киев должен обсуждать непосредственно с Газпромом. А поскольку решение здесь, в конечном итоге, может принять лишь правительство, то это заявление можно расценивать как вежливый отказ Януковичу.
Также можно трактовать и заявление российского премьера о том, что правительствам двух стран предстоит не только увеличить товарооборот, координировать свои позиции по вступлению в ВТО, наметить пути сотрудничества в авиакосмической отрасли, но и поставить на рыночные рельсы отношения в топливно-энергетическом комплексе. Вопрос этот Москва, очевидно, решила окончательно.
Однако не только с Украиной у России имеются проблемы в газовой сфере. Белоруссия тешит себя иллюзиями, что может что-то измениться в позиции Газпрома в отношении цены на газ, поставляемый в эту страну, - сообщил РИА Новости источник в Кремле. По его мнению, Минск искусственно затягивает решение вопроса о ценах на российский газ. Политическими методами проблему газа ни в этом, ни в другом случае решить не удастся, - подчеркнул неназванный источник, подразумевая под другим случаем видимо ту же Украину.
В 2002-2004 годах газ в Белоруссию, напомним, поставлялся по внутрироссийским ценам, которые считаются заниженными. 2004 году цена за тысячу кубометров составляла $46,68. В 2007 году российская сторона намерена поднять ее до $180-200. Минпромэнерго прямо заявило, что сохранение существующей цены на газ означает не только прямое дотирование поставок газа в Белоруссию, но и отсутствие в цене газа источника инвестиций в развитие газовой отрасли, и сокращение отчислений в доходную часть бюджета России.
Впрочем, и у Белоруссии и у Украины есть что предложить Москве взамен снижения цен на газ. Минск уже десять лет играет на теме создания союзного государства, а Киев теперь эксплуатирует вопрос вхождения страны в Единое экономическое пространство (ЕЭП) с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Мы считаем, что есть возможности для продолжения работы в формировании Единого экономического пространства, - заявил украинский премьер на встрече в Сочи. Вопрос в том, каким образом интеграция в ЕЭП соотносится с подписанным Януковичем Универсалом национального единства, подразумевающим сближение Украины с ЕС. Ведь сближаться сразу с двумя структурами можно лишь до какого-то предела, а потом придется решать. Нельзя иметь открытую границу и с ЕС и с Россией одновременно. Те страны, которые вступают в Евросоюз, надежно отгораживаются от остальных шенгенскими визами. Российских пассажиров везут в Калининград через территорию ЕС почти как контрабанду.
Маневр, который будет использовать Янукович, понятен уже сейчас и не слишком отличается от тактики белорусского президента Александра Лукашенко: обещать интеграцию с Россией, подписывать малозначащие документы и выменивать на это экономические льготы. Ведь украинский премьер не зря выразился так обтекаемо. То, что есть возможности для продолжения работы в формировании Единого экономического пространства вовсе не означает, что Украина пойдет по этому пути до конца.
Соглашение о начале работы по созданию ЕЭП было подписано еще в сентябре 2003 года главами четырех государств и подразумевало постепенное формирование единой таможенной, внешнеторговой, налоговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой политики для обеспечения свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Затягивать этот процесс, очевидно, можно практически бесконечно, чем, видимо, и воспользуется Янукович, дабы не нарушать положения Универсала национального единства, но при этом поддерживать хорошие отношения с Москвой.