Советник японской Tokyo Gas Сигэру Мураки рассказал подробности предлагаемого проекта: труба соединит Сахалин с центральной частью Японии; будет иметь протяженность 1500 км и мощность 8 млрд кубометров; а для его реализации понадобится $3,5 млрд, пишет «Газета.ру». Проект является интересным для Японии в связи с тем, что СПГ, доставляемый на острова кораблями, значительно дороже трубопроводного – из расчета на тысячу кубометров это $579 в минувшем году и $451 в феврале для СПГ против $350-380 для европейских потребителей газа, поставляемого по трубам.
Выгода для «Газпрома», отказавшегося от комментариев, сомнительна. Во-первых, поставка СПГ с точки зрения стратегии более выгодна – в случае необходимости эти объемы можно перенаправить на другие рынки, что нельзя сделать при поставке газа по трубе, направленной в определенный регион, отметил Вячеслав Мищенко из Argus. Во-вторых, для «Газпрома» это может означать снижение доходов: Япония – крупнейший импортер СПГ из России, закупивший 80% произведенного единственным в нашей стране СПГ-заводом «Сахалин-2» газа. В связи с этим эксперты также сомневаются, что российский монополист захочет снизить цену на газ для Японии ниже $400, если все же согласится построить трубу, а там ожидают, что голубое топливо для них станет дешевле более чем в 2 раза. В-третьих, прокладка трубы пойдет по сейсмоопасной зоне, что сопряжено с серьезными рисками, и специалисты уже давали негативные заключения на такие работы в данном регионе. Впрочем, японцы заявляют о возможности прокладки трубы благодаря новым технологиям, которые реализованы при прокладке подводных тоннелей между японскими островами.
С другой стороны, российские компании находятся под воздействием санкций, которые, в том числе, ограничивают им доступ к технологиям и внешним заимствованиям. В связи с этим СПГ-проекты в нашей стране реализовывать сейчас сложно. Это в то же время может привести к тому, что Япония не будет наращивать объемы закупок российского СПГ, поскольку данные проекты в РФ сопряжены с рисками.